АННОТАЦИЯ
Статья содержит исследование интеллектуального потенциала Кыргызстана и выводы о его состоянии и возможностях развития. Автор предлагает методику анализа интеллектуального потенциала по пяти группам критериев: стандартные показатели международных рейтингов и индексов (индекс развития человеческого потенциала, индекс инновационного развития, индекс Хирша); состояние социокультурной среды развития интеллектуального потенциала; состояние образовательной инфраструктуры для развития интеллектуального потенциала; уровень научного импульса (наличие научной инфраструктуры и научного сообщества, научной элиты);
государственная поддержка науки (расходы на НИОКР, государственные стратегии развития науки и образования). На основе анализа массива статистических данных и государственных документов выявляются наиболее уязвимые места развития интеллектуального потенциала страны: недостаточность среды развития интеллектуального потенциала, недостаточного научного импульса, потребность в повышении доступности и качества образовательной инфраструктуры, потребность в создании условий и возможностей для воспроизводства и развития интеллектуальной элиты, в частности научной элиты страны.
Делается вывод, что Кыргызстан еще не сформировал институциональные основы единой научной политики, которые способствовали бы решению задач инновационного развития страны и обеспечения ее научно-технологического суверенитета.
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальный потенциал страны является критически значимым условием ее суверенности и международной конкурентоспособности. С развитием интеллектуального потенциала связаны достижение стратегических целей страны, ее способность к инновационному развитию. Россия, имея в лице Кыргызстана стратегического партнера и союзника по широкому спектру отношений, заинтересована в развитии интеллектуального потенциала Кыргызстана. От этого потенциала напрямую зависит не только качество двусторонних российско-кыргызских отношений, но и качественное развитие коллективного потенциала таких форматов, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. С этих позиций оценка и прогнозы развития интеллектуального потенциала Кыргызстана является актуальной научно-практической задачей как для российских исследователей, так и для исследователей других стран, заинтересованных в диагностике региональных и международных процессов.
В Концепции развития образования в Кыргызской Республике отмечается важность научно-технической политики для устойчивого развития страны. В то же время признается, что «в настоящее время в Кыргызской Республике сфера науки не получает от государства большой помощи, поэтому влияние науки на производство практически не ощущается» . Проблема усугубляется отсутствием четко определенных научных направлений, способных влиять на развитие экономики, минимальным финансированием науки, отсутствием научных исследований, «поднимающих региональные проблемы на мировой уровень», низким уровнем внедрения результатов НИР в практику, неинтегрированностью ступеней научных знаний «в систему мировой науки».
К 2030 г. в Кыргызстане планируется решение указанных проблем, а также проведение единой научной политики, поддержка научных исследований со стороны государства и создание современной инфраструктуры для научных исследований («Научные исследования будут проводиться на базе современных лабораторий, технопарков»).
Вместе с тем, несмотря на существование закона от 16 июня 2017 г. No 103 «О науке и об основах государственной научно-технической политики» в Кыргызстане пока не сформированы институциональные основы единой научной политики, которые способствовали бы решению актуальных задач страны, не определены ресурсы достижения поставленных целей, не принята Концепция развития науки Кыргызской Республики, проект которой размещен в открытом доступе. При необеспеченности научной политики вряд ли удастся реализовать задачу обучения в вузах «в сочетании с научными исследованиями, что приведет к многогранности обучения (“кембриджский феномен” вузов, состоящий из 3–4 генераций)» .
К числу проблемных зон отнесем и невысокий индекс доверия населения Министерству образования и науки. За I полугодие 2024 г. этот индекс составил 35,1% . Иными словами, в Кыргызстане еще предстоит большая работа по сохранению и развитию интеллектуального потенциала. Вышеназванные проблемы усугубляются интеллектуальной миграцией из Кыргызстана, которая, очевидно, есть, но не является предметом специального изучения (кроме образовательной миграции). Кыргызстан сталкивается с дефицитом квалифицированных специалистов в сфере образования, науки, промышленности. Данная статья посвящена анализу развития интеллектуального потенциала Кыргызстана, в котором особое внимание уделяется научной элите страны.
Полная версия научной статьи “Интеллектуальный потенциал Кыргызстана”
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Оценка интеллектуального потенциала Кыргызстана
Интеллектуальный потенциал считается интегративным понятием, объединяющим «все виды интеллектуальной деятельности и субъектов данной деятельности, а также культуру, науку, образование, инновации, которые создаются системой непрерывного образования» [36]. Обобщение ряда подходов к анализу и оценке интеллектуального потенциала [5; 8; 10–13; 18; 21; 24–26; 28–30; 33] позволило определить интеллектуальный потенциал как комплекс возможностей, условий, ресурсов, средств и одновременно результатов их использования для решения задач инновационного развития страны, получения наукоемкой продукции, материалов, творчества и в итоге – обеспечения научно-технологического суверенитета и международной конкурентоспособности страны.
Интеллектуальный потенциал проявляется в способности накапливать, использовать и воспроизводить новые знания и интеллектуальную элиту. Знания в условиях быстрых изменений и ускорения процессов общественного развития выступают главным фактором, ресурсом и источником роста и повышения конкурентоспособности. Обмен, использование и распространение знаний становятся главным направлением инновационного
развития страны.
Основным носителем интеллектуального потенциала является интеллектуальная элита. Исследования интеллектуальной элиты достаточно многочисленны и берут свое начало со времен Платона, считавшего, что «человеческое познание делится на знание (доступно интеллекту элиты) и мнение (доступно интеллекту толпы)» [16]. Интеллектуальная элита является основным общественным богатством стран. Тойнби в своих работах дает самую высокую оценку интеллектуальной элите.
Он считает, что интеллектуальная элита – хоть и небольшой слой, но самый ценный, так как единственным подлинным творцом всех достижений является интеллект. Интеллект – самое большое богатство страны [28]. В этой связи часть данной статьи посвящена ядру интеллектуальной элиты – научной элите Кыргызстана. Подходы, предлагаемые для оценки интеллектуальной элиты, разнятся в зависимости от целей исследований [1–4; 6; 7; 15–17; 19; 20; 23; 27; 31; 32]. Часть из них была учтена нами, в частности, при оценке научной элиты Кыргызстана и интеллектуального потенциала в целом.
Оценка уровня интеллектуального потенциала не является новой областью науки. Однако в настоящее время не существует единой методики оценки интеллектуального потенциала. В оценке интеллектуального потенциала исследователями используются показатели сфер образования, науки, инноваций и культуры:
- образовательный потенциал – качественная характеристика интеллектуального
потенциала, показывает вклад образования в интеллектуальный потенциал; - научный потенциал – характеристика научной компетенции, творческого
потенциала личности; - инновационный потенциал – характеристика, способствующая преобразованию научного знания в новые виды продуктов, услуг, технологий;
- культурный потенциал – характеристика морально-этического и духовного
уровня.
В нашем исследовании оценка интеллектуального потенциала Кыргызстана
проведена по следующим группам показателей:
* стандартные показатели интеллектуального потенциала (рейтинги, индексы);
* уровень научного импульса (наличие научной инфраструктуры, научного со-
общества и научной элиты);
* расходы на НИОКР;
образовательная инфраструктура для развития интеллектуального потенциала;
* социокультурная среда развития интеллектуального потенциала
Больше аналитических материалов на сайте НИИРК
