Идея борьбы за определенную форму правления и идеологию в международных отношениях впервые появилась в XX веке. Концепция поддержки аналогичных режимов стала производным продуктом «больших идеологий». Одним из ярких примеров служит III Интернационал, как первая организация, декларирующая своей целью организацию переворотов во всех не социалистическо-коммунистических государствах. Апофеозом этой борьбы стала Вторая мировая война, по итогам которой государства победители прямо решали, какой строй будет в государствах Европы и Азии. В то же время, первая половина XX века продемонстрировала довольно высокую стабильность «старых» государств, а также падение популярности крайних идеологий. Коммунистических революций не произошло ни в одной европейской стране кроме СССР. Ультраправые режимы были уничтожены совместными усилиями СССР и демократических государств. Наблюдалось начало Второй волны демократизации (1943–1962 годы), когда число «демократических государств» (иногда весьма формально) пополнили: Западная Германии, Италия, Австрия, Япония, Южная Корея, Индия, Израиль и другие.
Подход США к причислению к списку стран «свободного мира» любого своего союзника (вне зависимости является ли государство демократических или псевдодемократическим авторитарным режимом) оказался крайне эффективной стратегией.
Это позволяло снизить издержки на легитимизацию внешней политики внутри США, поддерживать фактически любую страну, а также сохранять хорошие отношения в случае демократического перехода в авторитарных странах союзниках (через установленные экономические связи, формальную приверженность идеалам новых демократических элит и крайне редким военным вторжениям для возвращения проамериканских правительств, что характеризовало США как более надежного партнера на фоне вторжений СССР в Венгрию и Чехословакию).
Альтернативой дружбе с Америкой во времена Холодной войны было членство в лагере социалистических государств. Это означало поддержку СССР и/или КНР, поддержку авторитарных режимов с различными вариациями социалистической и коммунистической идеологией. Все подобные государства «народной демократии» сталкивались с риском смены режима (путем гражданской войны, переворотов и иных методов), что всегда означало переход в блок Движения неприсоединения или «свободного мира».
Кейс Либерии
Особенно интересным представляется кейс Либерии – проамериканского государства в Африке, сформированного путем депортации значительного числа бывших рабов на «историческую Родину» для создания независимого государства африканцев. Вполне демократическое и проамериканское правительство Эдвина Джеймса Баркли (1932–1944) сменилось фактически авторитарным, прозападным правлением Уильяма Таблера (1944–1971 годы). Сменившей его Уильям Толберт (1971–1980 годы) не смог успешно совместить курс на демократизацию и диверсификацию экономических, торговых и международных отношений. Его правление кончилось переворотом сержанта Самуэля Доу, который жестоко убил президента, большинство членов кабинета и значительное число сторонников. В последующие 10 лет его правления регулярно проходили чистки противников режима, происходили попытки военных переворотов, были уничтожена свобода прессы и любая оппозиционная активность. На этом фоне Соединенные Штаты начали наращивать экономическую поддержку, военное присутствие и дипломатические связи.
Политика игнорирования действий автократических режимов продолжалась до окончания Холодной войны, что привело к двум вариантам развития стран в однополярном мире. Как и после Второй мировой войны, «старые» государства (европейские державы соцлагеря , ЮАР, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) перешли к различным формам либеральной демократии и продолжили успешное экономическое развитие. Молодые государства в силу слабости политических институтов и снижения экономической поддержки начали переживать кризис. Путем гражданской войны или переворотов правительство сменилось в Мозамбике, Анголе, Мали, Замбии и других странах.
Гражданской войной закончилось правление и Самуэля Доу в Либерии. Противостояние сил правительства и множества повстанческих группировок в ходе двух гражданских войн привело к разрушению инфраструктуры, падению уровня образования и медицины, оттоку беженцев и фактическому нивелированию многих достижений. Соединенные Штаты и другие страны Запада отказались от прямого военного вмешательство на чьей-либо стороне, ограничившись поддержкой военной коалиции ЭКОВАС, ставившей своей целью прекращение огня, проведение выборов для восстановления централизованного управления и стабилизации ситуации в регионе. Это стало ярким примером отказа от политики вмешательства, что позволило к 2003 году сформировать переходное правительство, а уже в 2005 году провести полноценные выборы. Таким образом, с 2005 года Либерия постепенно восстанавливается и укрепляется, но сегодня имеет менее крепкие отношения с США в связи с американскими санкциями против президента Либерии Джорджа Веа и некоторых членов его кабинета.
Актуализация рисков вмешательства центров в силы в молодые африканские государства
Таким образом, крайне значимым изменением для Африки стал пересмотр Вашингтоном своих требований в пользу поддержки политики массовой демократизации через экономическую помощь молодым демократическим правительствам. Отказ от поддержки путем военного вмешательства позволил создать предпосылки для легитимизации режимов, укрепления государственных институтов и роста экономики.
Особое опасение вызывает рост напряженности между США, Россией и КНР. Несмотря на значительное ухудшение отношений, прямой военный конфликт кажется маловероятным, но риск прокси-войн и борьбы за создание своих марионеточных государств только растет. Это создает риски для стабильного развития государств, в том числе и Либерии. Судьба республики освобожденных афроамериканцев (и множества других африканских государств) теперь значительно зависит от выбора США — вернуться к политике любых мер в борьбе за сохранение позиций «свободного мира» или сохранять высокие требования к странам без прямого вмешательства. России предстоит вновь искать варианты решения проблемы «продемократических» повстанцев (любые повстанческие формирования, стремящиеся свергнуть действующее авторитарное правительство и получающее поддержку от США), а КНР методы увеличения эффективности своей политики финансовой поддержки.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст стажера Максима Таяновского. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Список использованных источников и литературы:
- Freedom in the World — Liberia Country Report 2022 // Freedom House [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://freedomhouse.org/country/liberia/freedom-world/2022 (дата обращения 27.02 2023).
- Freedom in the World — Liberia Country Report 2017 // Freedom House [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://freedomhouse.org/country/liberia/freedom-world/2017 (дата обращения 27.02 2023).
- Huntington S. P. Democracy’s third wave //Journal of democracy. – 1991. – Т. 2. – №. 2. – С. 12–34.
Isaac W. Jackson, JR (2022) US-Liberia Relations Deteriorating? // liberian observer [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.liberianobserver.com/us-liberia-relations-deteriorating (дата обращения 27.02 2023). - Kopstein, Jeffrey and David Reilly A. Geographic Diffusion and the Transformation of the Postcommunist World. World Politics, 53(2), pp. 137