Материал посвящен комплексному анализу конвенциональной модели взаимодействия власти и общества в Республике Южная Осетия. Акцентируется внимание на идеологических смыслах и процессах трансформации политической реальности в этом закавказском государстве. Именно идеологические смыслы и кардинально трансформировавшаяся после августовской войны 2008 года новая политическая реальность способствовали формированию конвенциональной модели взаимодействия власти и общества. В статье анализируется также роль действующего президента Южной Осетии А.И. Бибилова в формировании и закреплении конвенциональной модели взаимодействия.
Полная версия статьи опубликована в научном журнале Национального исследовательского института развития коммуникацией «Россия и мир: научный диалог» russia-world.ru
Атаев А.В. Конвенциональная модель взаимодействия власти и общества в Республике Южная Осетия // Россия и мир: научный диалог. – 2022. – № 1(3). – С.92–108
Термин «конвенциональная модель» не является новым. В ряде случаев его представляют как матрицу или общепринятый способ объяснять политическую реальность. То есть это способ не просто описать событие, а раскрыть его идеологические смыслы с помощью вошедших в политический обиход методов объяснения. Например, с определенного времени в Южной Осетии стало правилом объяснять победы над врагом не доблестью отдельных командиров, а в большей степени подвижничеством народа. А после 2008 года состоявшуюся государственность Южной Осетии во многом соотносят с правильным цивилизационным выбором осетинского народа, добровольно связавшим свою судьбу с русской православной цивилизацией в XVIII веке.
Именно этот выбор, сделанный более двух веков назад, предопределил благоприятную развязку в противостоянии осетин с грузинским государством, продолжавшимся многие десятилетия. Таким образом, главами Республики Южная Осетия Э.Дж. Кокойты, Л.Х. Тибиловым и А.И. Бибиловым подчеркивается, что состоявшаяся Юго-Осетинская государственность – это результат доблести отдельных командиров, подвиг народа и следствие союзнических отношений с Россией. Ученые указывают, что «конвенциональные взаимодействия становятся практикой повседневности» (Осьмук 2004). Практикой повседневности в период руководства республикой нынешнего президента Южной Осетии А.И. Бибилова стал вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России.
Формирование нынешней конвенциональной модели взаимодействия власти и общества в Южной Осетии началось в 2014 году. Именно тогда председателем партии «Единая Осетия» А.И. Бибиловым была обнародована предвыборная программа партии «Пять шагов в Россию». Цель программы – вхождение республики в состав России на правах нового субъекта Федерации: «Мы должны решить этот вопрос раз и навсегда. Полную безопасность нам может обеспечить только вхождение в состав России». Новая инициатива одного из самых авторитетных политиков, лидера ведущей партии А.И. Бибилова сформировала новую идеологическую мотивацию в Южной Осетии. Основной посыл, сформированный президентом, – это безопасность. В условиях глобальных вызовов и угроз, обусловленных влиянием Запада на политику Грузии, безопасность может быть гарантирована только Россией.
Новая идеологическая мотивация, обозначенная партией «Единая Осетия» в 2014 году, способствовала формированию образа будущего Южной Осетии как составной части России. И здесь необходимо отметить, что «в современном глобальном порядке позиция того или иного конкретного государства с очевидностью определяется не только фактором владения им тем или иным материальным активом. Национальная конкурентоспособность страны зависит также от способности ее руководства правильно формулировать стратегию позиционирования государства вовне, адекватно выявлять ниши, где использование имеющихся активов могло бы стать основанием для повышения конкурентоспособности в будущем» (Сергеев, Алексеенкова, Коктыш и др.). Основные политические акторы в Южной Осетии демонстрируют понимание важности стратегии позиционирования Южной Осетии в контексте формирования архитектуры безопасности в Закавказье.
Очевидно, что в условиях существующих глобальных вызовов и угроз для Южной Осетии стратегия позиционирования государства как потенциальной части России является моделью будущего, в том числе объясняющей сложившуюся политическую реальность. На формирование и закрепление конвенциальной модели в Южной Осетии влияет деятельность за пределами Государства Алания.
Следует обратить внимание на работу в Донецкой и Луганской народных республиках. То, что Южная Осетия первой признала государственность этих республик, способствовало расширению югоосетинской политической реальности, а следовательно, и легитимации действующей конвенциональной формы взаимодействия власти и общества. Благодаря личным контактам на уровне глав республик Южной Осетии, ДНР и ЛНР грузинский внешнеполитический контекст был практически полностью замещен российским, донецким и луганским. В частности, это выразилось в инкорпорировании в югоосетинский политический дискурс понятия «Русский мир».
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что конвенциональная модель взаимодействия власти и общества в Южной Осетии на современном этапе поддерживает и развивает глобальную цивилизационную миссию России в Закавказье путем развития курса на интеграцию с Россией.
Источники:
- Рядом исследователей выявлена типология взаимодействия, предусматривающая следующие модели взаимодействия: «антагонизм», «консенсус» и «агон». Выявлены также патерналистская, партнерская и «модель архитектора»
- А.Ю. Сунгуров. Модели взаимодействия структур гражданского общества и органов власти: российский опыт. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_modeli.pdf.
- В постсоветский период после развала СССР и образования в Грузии незаконных вооруженных формирований, составивших авангард военного и политического давления на Южную Осетию.
- Осьмук, Л.А. (2004), Теоретические основания социальной конвенциональности. Автореферат дисс. д‑ра социолог. наук. Барнаул.
- Анатолий Бибилов: «Пришло время действовать». URL: https://ugo-osetia.ru/obshhestvo/anatolij-bibilov-prishlo-vremya-dejstvovat.