С середины прошлого века понятие идентичности стало одной из наиболее распространенных тем в гуманитарных науках. Изучение идентичности стало стратегической задачей. Термин «идентичность» используется в различных исследованиях и является междисциплинарным понятием, употребляемым в современной философской, социологической, политологической и психологической литературе. В социологии это понятие стало призмой, через которую рассматриваются многие важнейшие стороны современного общества[1]. Человек идентифицирует себя обычно с несколькими группами социальной или этнической общности, нормы и ценности которой разделяет. Так, владение национальным языком часто представляется решающим фактором национальной идентичности личности и важным элементом культурной идентификации[2]. С целью выявления особенностей культурной идентификации и ориентации современных армян нами было проведено национальное репрезентативное социологическое исследование в августе 2022 года. В выборку исследования были вовлечены 1500 совершеннолетних жителей Республики Армения в возрасте 18 лет и старше[3]. Прежде всего нам было интересно посмотреть, с кем из других народов армяне себя сравнивают. Как известно, в 2017 году по инициативе Греции и Китая была основана международная организация «Форум древних цивилизаций» (Ancient Civilizations Forum)[4]. Десять стран представляют основные древние цивилизации — египетскую, римскую, персидскую, китайскую, греческую, цивилизации майя, инков, ацтеков, Междуречья и долины Инда (более 40% мирового населения). Армения присоединилась к Форуму в 2018 году в качестве представительницы урартской цивилизации и участвует в нем каждый год[5].
В нашем социологическом исследовании на вопрос нашей анкеты “Кого они считают более древними народами, чем армяне”, были получены следующие ответы (%):
1 | Древние египтяне | 31,9 |
2 | Греки | 22,1 |
3 | Римляне | 21,3 |
4 | Евреи | 17,1 |
5 | Ассирийцы | 14,3 |
6 | Персы | 12,5 |
7 | Китайцы | 11,1 |
8 | Индусы | 10,0 |
9 | Другие | 1,0 |
10 | Никто | 29,4 |
Как видим, опрошенные указали хорошо известные им нации. Вместе с тем интересно, что почти треть опрошенных (29,4%) ни на один другой народ не указала. По всей видимости, они считают армян самым древним народом. При этом люди старшего возраста больше остальных считают, что никого древних армян нет (36,7%).
Интересно было также выявить отношение армян к культурам других народов и оценить степень их близости к культурам этих народов. Каждый народ обладает собственной культурой и некоторыми элементами из других культур. Чувство близости с другими национальными культурами можно было представить, исходя из ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, сегодня в армянской культуре различные черты каких еще культур присутствуют?” Ответы опрашиваемых оценивались по 5‑ти балльной шкале.
Культуры | Средний балл |
---|---|
Русская | 4,3 |
Европейская | 4,2 |
Советская | 4,8 |
Восточная | 3,1 |
Если принять во внимание, что в советской культуре, доминирующей была русская культура, то получается, что по мнению респондентов больше всего в современной армянской культуре присутствуют черты русско-советской культуры (9,1 балла). На втором месте указаны черты Европейской культуры (4,2 балла), а на третьем месте – Восточной (3,1 балла). Разница в оценках мужчин и женщин оказалась совершенно незначительной. Различия оценок в зависимости от возраста респондентов намного заметнее. Так, с увеличением возраста существенно возрастали баллы, присужденные русской и советской культурам, и наоборот, понижались баллы, присужденные европейской и восточной культурам. Молодежь, наоборот, высокие баллы присуждала наличию элементов европейской культуры (4,7), что не было неожиданным. Низкие баллы по всем позициям присудили респонденты с начальным образованием (1,6–3,5 баллов). А высокие баллы по всем позициям присудили респонденты с высшим образованием и научной степенью (3,8 – 6,2 баллов). В зависимости от профессиональной занятости эта картина менялась довольно интересным образом. Так, наличию черт русской культуры наибольший балл присудили самозанятые респонденты (4,7 баллов); наличию европейской культуры – студенты (4,7 баллов); наличию советской культуры – пенсионеры (5,7 баллов); а восточной культуре – служащие/работающие (3,3 баллов). Жители столицы намного больше баллов присудили всем позициям и, особенно, наличию элементов советской и русской культуры, чем сельские жители. Таким образом они оценили наличие элементов других культур в современной армянской культуре.
Не менее интересно было узнать их оценки в отношении самих себя; в какой степени они несут в себе элементы этих культур. Мы попытались выяснить это посредством ответов на вопрос анкеты: “В какой мере Вы сами несете в себе черты этих культур?”. (Ответы оценивались по 5‑ти балльной шкале).
Культуры | Средний балл |
---|---|
Русская | 3,4 |
Европейская | 3,2 |
Советская | 3,9 |
Восточная | 1,8 |
Как видим, и в этом случае совокупный балл русской и советской культур (7,3 балла) существенно превышал средние баллы всех остальных культур. Заметной разницы в оценках мужчин и женщин и в этом случае не было. В зависимости от возраста респондентов различия оценок снова были заметнее. С увеличением возраста респондентов возрастали баллы, присужденные русской и советской культурам (4,1 и 6,2 балла), и наоборот, понижались баллы, присужденные европейской и восточной культурам (1,9 и 1,6 баллов). Молодежь, как и в первом случае, присудила высокие баллы наличию элементов европейской культуры (4,0). Респонденты с начальным образованием по всем позициям присудили низкие баллы (0,9–1,7 баллов). Респонденты с общим средним и с высшим образованием присудили высокие баллы практически по всем позициям (3,9–5,0 баллов). В зависимости от профессиональной занятости картина менялась следующим образом: наличию черт русской и советской культуры наибольший балл присудили пенсионеры (3,9 и 6,0 баллов); наличию европейской культуры – студенты (4,3 баллов); а восточной культуре – служащие, студенты, домработницы и не работающие (1,7 баллов).
Таким образом, общий средний балл в случае оценок индивидуального содержания черт иных культур оказался заметно ниже, чем в первом случае. Иначе говоря, респонденты считают, что различные черты других культур в армянской национальной культуре присутствуют больше, чем лично у них самих. Примечательно, что как в случае национального, так и персонального уровня оценок наличия элементов иных культур явно превалировали оценки советской и русской культуры. Но при этом, автоидентификация на наличие элементов иных культур у армян оказалась заметно ниже, чем при общенациональной культурной идентификации. Образно говоря, среднестатистический армянин считает себя носителем более “чисто армянской” национальной культуры, чем нация в целом.
[1] Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002, c. 176.
[2] Словарь социолингвистических терминов. М., Ин‑т языкознания РАН, 2006. С. 73.
[3] Исследование выполнено в рамках проекта «Когнитивные, коммуникативные и семиотические механизмы
формирования исторической памяти и национальной идентичности» (код: 21AG-6C041).
[4] https://thenewgreece.com/interesting/ancient-civilizations-forum/ [Дата обращения: 10.01.2022].
[5] https://www.armmuseum.ru/news-blog/2022/11/24/armenia-the-forum-of-ancient–
civilizations-in-iraq [Дата обращения: 10.01.2022 ].