Национальный брендинг играет ключевую роль в формировании репутации страны на мировой арене. Его составной частью представляются усилия по продвижению национальных ценностей, культуры и достижений государства на международной арене. Такие усилия влияют на то, как дипломатическая активность страны воспринимается международным сообществом. Эффективно создавая собственный «национальный бренд», страны могут утвердить свое присутствие, укрепить доверие у мирового сообщества и заручиться поддержкой других стран. Национальный брендинг стал жизненно важным инструментом, чтобы утвердить свое присутствие на мировой арене, расширить горизонты своего влияния как в регионе, так и в мире.
Феномен «мягкой силы» стал краеугольным камнем современной международной политики. Понимая и используя мощь «мягкой силы», страны создают алгоритмы развития своего национального бренда и общественного имиджа, используя сочетание устоявшихся подходов и маркетинговых методов, чтобы максимизировать эффективность и повысить свое место в глобальных и региональных рейтингах.
Согласно Global Soft Power Index 2023, Казахстан в текущем году поднялся на 9 позиций по уровню влиятельности, заняв 79 место из 121 в общем итоге. Среди государств Азии Казахстан расположен на 12 месте и является бесспорным лидером в центральноазиатском регионе[1].
Республика Казахстан с момента обретения независимости демонстрирует существенные успехи как во внутренней, так и во внешней политике. Казахстан прошел уникальный путь от бенефициара гуманитарной помощи до страны-донора многих других государств. В 2011 году Республика Казахстан была признана страной со средним уровнем дохода, что повлекло за собой прекращение официальной помощи развитию Казахстана. Несмотря на это, иностранные государства продолжали инвестировать в инфраструктуру, а также повышать роль законности и содействовать развитию гражданского общества в Казахстане. За время независимости Казахстан помогал разным странам, и эта помощь была разнообразной: гуманитарной, продовольственной, технической и т.д. Во время презентации «Целей устойчивого развития (ЦУР)» ноябре 2016 года в Сенате Парламента Республики Казахстан Норимас Шимомура, представитель Программы развития ООН (ПРООН), подчеркнул, что за последние 20 лет Казахстан оказал помощь другим странам на сумму 300 миллионов долларов, а также указал на приверженность Казахстана международному сотрудничеству путем создания системы официальной помощи в целях развития, соответствующей стандартам ОЭСР [2].
Однако для создания конкурентных преимуществ Казахстану, а также для его эффективной интеграции в мировое экономическое пространство необходимо развитие его сильных сторон, в том числе на уровне создания национального бренда и поддержки позитивного международного имиджа. В рейтинге Brand Finance Nation Brands 100 от 2019 года Казахстан вошёл в ТОП-10 стран по росту стоимости национального бренда. Стоимость увеличилась на 41,9%, что является 8‑м показателем среди всех стран, вошедших в рейтинг [3]. Однако стоимость не стала показателем эффективности и веса. Имидж страны формируется не только посредством популяризации и целенаправленного распространения положительной информации о продуктах, услугах и фирмах, но и за счет всестороннего анализа сфер общественной жизни, экономики отдельных территорий и стран в целом.
С помощью действий в сфере внутренней и внешней политики формируется позиционирование страны и создаются предпосылки для управления общественным мнением иностранной аудитории по отношению к стране путем создания желаемого образа, сознательно транслируемого, целенаправленно формируемого на основе комплекса мероприятий, направленных на поиск уникального внешнего сообщения и аргументов, его развивающих. Именно этот образ необходимо закрепить в сознании контактной аудитории, и, прежде всего, тех ассоциаций, которые у последней возникают по отношению к стране [4].
В теории маркетинга есть понятие «эффект первой встречи», применимое к международному политическому маркетингу и национальному брендингу. В нем говорится, что первая ассоциация человека с определенным образом страны с трудом поддается изменению из-за устойчивости ассоциаций. Поэтому крайне важно работать над выявлением положительных и отрицательных ассоциаций, развитием первых и нивелированием вторых. Казахстан проявил себя как активный участник региональных интеграционных процессов, был активным инициатором различных международных мероприятий и инициатив, в том числе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Имиджевая стратегия Республики Казахстан основана на принципах убеждения. Страна постоянно выдвигает передовые инициативы, направленные на повышение благосостояния собственных граждан и вовлечение мирового сообщества в совместное решение глобальных проблем. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что партнерство цивилизаций является высшей формой сотрудничества в многополярном мире.
Первыми шагами для создания собственного национального бренда стало появление в 2003 году крупной государственной программы «Культурное наследие». В феврале 2007 году для улучшения имиджа Казахстана привлекли два крупных мировых PR-агентства. Еще одним шагом в процессе развития национального бренда Казахстана стала программа «Рухани жаңғыру», которая была создана на основе статьи Президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», опубликованной 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности.
Представление населения о своей родине может очень сильно повлиять на эффективность усилий по брендингу страны. Если среди самого населения широко распространено неточное представление о собственной стране, это может создать путаницу и помешать созданию работоспособного имиджа на международном уровне.
В дополнение к этим усилиям Казахстан признал важность проведения международных выставок, таких как ЭКСПО, для своего национального бренда. Участие в ЭКСПО дает уникальную возможность показать всему миру потенциал страны, продемонстрировать ее высокий уровень развития и ответственности перед мировым сообществом. Вопрос об участии Казахстана в ЭКСПО поднимался на правительственном уровне, подчеркивая значимость предстоящей выставки для внешнеполитических задач государства.
Участие в международных выставках, подобных ЭКСПО, рассматривается как символ индустриализации и открытая площадка для демонстрации значительных достижений страны в различных областях. Казахстан активно использовал возможность проведения «ЭКСПО-2017» и успешно получил права на проведение Международной специализированной выставки.
При этом стоит понимать, что трансляция бренда через организацию дорогих мероприятий (например, «ЭКСПО-2017») вместо решения насущных внутренних проблем вроде санации экономически депрессивных моногородов отрицательно рассматривается обществом. Разработка четкой коммуникационной стратегии все еще находится на ранних стадиях, а рекламные кампании Astana World Expo 2017 не смогли сравниться с эффективностью, продемонстрированной Dubai World Expo 2020.
Важно найти оптимальное соотношение между внутренней и внешней составляющей таких серьезных имиджевых проектов. Как отметил д‑р Алишер Файзуллаев, директор Лаборатории переговоров Узбекского университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД), Чрезвычайный и Полномочный Посол, для достижения успешного национального брендинга необходима координация государственных структур и гражданского общества [6].
Теперь обратимся к проблемным факторам, анализ которых позволит сформировать более детальное представление о текущем состоянии национального брендинга
Недостаток осведомленности
Одной из распространенных причин неэффективного брендинга страны является недостаточная осведомленность о стране и ее уникальных предложениях.
Говоря о культурной идентификации стран Центральной Азии и Республики Казахстан как одного из наиболее активных участников региональных процессов стоит указать на то, что влияние оказывается географическим положением и общими историческими факторами. Когда соседние страны имеют схожие традиции и историю, это может создать проблемы в формировании уникальной идентичности для каждой страны. Для стран Центральной Азии актуально наличие общих элементов, но каждая страна по-прежнему обладает своими собственными культурными особенностями, достижениями и устремлениями, которые могут быть подчеркнуты в соответствующих усилиях по брендингу.
Для содействия развитию брендинга важно сосредоточиться на инициативах, которые улучшают понимание и оценку Казахстана в мире. Этого можно достичь за счет совершенствования образовательных программ, содействия инициативам культурного обмена и содействия развитию туризма. Демонстрируя инициативы Казахстана в области возобновляемых источников энергии, достопримечательности экотуризма и социальные программы, можно представить Казахстан как ответственную и дальновидную страну.
Кроме того, популяризация объектов культурного наследия, таких как маршруты древнего Шелкового пути, может способствовать созданию сильного и узнаваемого бренда Казахстана. Внедрение образовательных программ, дающих достоверную информацию об истории страны, культурном многообразии, конституционном характере существования светского государства имеет решающее значение. Эти кампании могут быть нацелены на школы, университеты, общественные центры и средства массовой информации, чтобы гарантировать высокий уровень информированности населения об идентичности страны.
Фрагментарные усилия по брендингу
Нынешний подход к брендингу страны в Казахстане характеризуется отдельными мероприятиями, проводимыми зачастую в отрыве от реальности, не приносящими желаемого эффекта. Большинство усилий сосредоточено на разрозненных и непоследовательных мероприятиях, о которых целевая аудитория, как правило, информирована слабо.
Чтобы способствовать развитию брендинга, крайне важно создать единый нарратив бренда и согласовать обмен сообщениями по различным каналам связи. Вовлечение заинтересованных сторон в процесс разработки бренда будет способствовать развитию чувства сопричастности и обеспечит последовательность в передаче идентичности и ценностей Казахстана.
Представляется, что назрела необходимость введения в правовое поле концептов «мягкой силы», «национального бренда». Хотелось бы надеяться, что авторы разработчики обновленной Концепции внешней политики Республики Казахстан, появление которой ожидается в скором времени, примут данную проблему во внимание и включат соответствующие разделы в стратегические документы.
При создании комплекса мер государственной политики и инициатив, направленных на продвижение мягкой силы Казахстана и укрепление его глобального имиджа, можно и нужно учитывать зарубежный опыт национального брендинга. Так, показателен японский пример стратегии «Beautiful Japan», проводимой Японией с конца 1990‑х годов. Она представляет собой совокупность мер государственной политики и инициатив, направленных на продвижение мягкой силы Японии и укрепление ее глобального имиджа. Правительство Японии создало различные культурные центры по всему миру (Японский фонд, Японский дом) для популяризации японской культуры и поощрения культурного обмена. Кроме того, правительство спонсирует такие мероприятия, как Токийский международный кинофестиваль, чтобы продемонстрировать японскую культуру мировой аудитории.
Показателен успех словенской программы «Feel Slovenia», который можно объяснить ее выраженным акцентом на установление личной связи с аудиторией. Эффективно устанавливая с ней эту связь, программа гарантирует, что гости будут искренне заинтересованы в получении дополнительной информации об уникальных предложениях Словении. Правительство спонсирует реализацию различных мероприятий и инициатив. Одним из примечательных событий является Летний фестиваль в Любляне, посвященный искусству и культуре. Винодельческое наследие Словении демонстрируется на Фестивале вина в Мариборе. Кулинарные мероприятия также играют важную роль в популяризации гастрономических традиций Словении. Неделя словенских ресторанов и Фестиваль шоколада в Радовлице — яркие тому примеры. Выдвигая на первый план изыски страны, программа культивирует у посетителей чувство волнения и заинтересованности, что в конечном итоге способствует формированию положительного имиджа Словении как привлекательного и разнообразного туристического направления.
Казахстану сложно сразу действовать в глобальном масштабе, однако среди стран центральноазиатской пятерки важно как можно быстрее активизировать культурные инициативы, обменные программы, академические проекты, разного рода мероприятия креативной индустрии.
Специфика геополитической ситуации в центральноазиатском (далее — ЦА) регионе, связанная с реализацией целого комплекса форматов ЦА+1, где шестым участником являются такие страны как Россия, Китай, ЕС, США и др., делает потенциально эффективным открытие специализированных институтов подобных таким учреждениям как Русский дом, Институт Конфуция, Институт Гёте. Они могут начать работу в приграничных регионах, чтобы дать возможность гражданам проживающим в рубежной зоне получать больше информации о стране-соседе.
Отдельные примеры такой активности уже имеют место. В частности, в Университете им. Х. А. Яссави в Туркестане действует специальная грантовая программа для граждан Узбекистана, дающая возможность гражданам дружественной страны получать образование в Казахстане.
Отсутствие координации
В 2016 году Казахстан предпринял попытку создания своего национального бренда, в рамках которой Министерство информации и коммуникации РК объявило конкурс на образ национального бренда. Участниками конкурса было подготовлено много работ, среди них было отобрано около 250 с разными логотипами. Однако, по неизвестным причинам, конкурс завершился, а образ национального бренда Казахстана, культурного бренда не был отобран.
Еще одну попытку предприняли в 2020 году. Разработка и стратегия продвижения национального бренда Казахстана фигурировала в перечне государственных заданий на 2020 год. На проект из госбюджета было выделено более 480 миллионов тенге. По сведениям Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, за счет создания бренда предполагалось модернизировать общественное сознание. Новый национальный бренд Казахстана (страновое лого, брендбук стандартов единой цветовой палитры, оригинального шрифта) должен был быть направлен на наполнение имиджа Казахстана позитивным содержанием, а также на повышение узнаваемости страны за рубежом. Исполнителем проекта был НАО «Казахстанский институт общественного развития “Рухани жаңғыру» [5].
При этом по сей день в Казахстане отсутствует структура, агентство или госорган, ответственный за формирование и продвижение странового брендинга в республике. Весь фронт работ ограничен редкими действиями дипломатического ведомства в лице его посольств. Заметим, что в названных структурах, практически нет специалистов по брендмейкингу. В Казахстане отсутствует общественный институт, занимающийся формированием бренда посредством публичной дипломатии, например, такой как Институт Конфуция, Международный институт Гёте, Британский совет, Россотрудничество.
Для решения этих проблем крайне важно создать центральный координирующий орган, который будет способствовать межведомственному сотрудничеству и рационализировать процессы принятия решений. Черпая вдохновение в странах с эффективной межведомственной координацией, таких как Сингапур и Южная Корея, Казахстан может извлечь выгоду из более сплоченного характера работы по брендингу. Кроме того, казахстанские компании должны сосредоточиться на развитии перспективных ниш и активно выходить на международный рынок товаров и услуг, что позволит им создавать значимые коммерческие бренды как ценные активы в процессе национального брендинга.
Ограниченные инвестиции
Сейчас, после январских событий, в период жесткой турбулентности геополитической системы необходимо за счет перераспределения ресурсов изыскать средства финансирования странового маркетинга и инструментов продвижения. Исключить коррупционную составляющую можно за счет активного привлечения общественников, поощрения участия частного сектора, активного развития государственно-частного партнерства.
Для того, чтобы формирование национального бренда было успешным, важно осуществление следующих шагов:
- опереться на успешно проведенные программы, стратегии и операции других стран;
- провести открытую общенациональную дискуссию о модернизации общественного сознания и эволюции ценностей;
- привлечь международных инфлюенсеров, активно работать с цифровыми платформами, распространять контент для охвата аудитории.
Надо помнить, что эффективный брендинг страны — это непрерывный процесс, требующий долгосрочных обязательств. У Казахстана есть все условия для того, чтобы из разрозненных мероприятий сформировать единую, целостную стратегию страны, которая найдет отклик у различных аудиторий, что в итоге укрепит его международную репутацию и влияние.
Список литературы
- Дюсекеев Т. Казахстан поднялся в Глобальном рейтинге «мягкой силы». Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/kazahstan-podnyalsya-v-global-nom-reytinge-myagkoy-sily_a4042015. Дата обращения: 2 июля 2023 г.
- Вступительное слово г‑на Норимасы Шимомуры, Постоянного координатора ООН в Казахстане, в ходе Диалога между Заместителем Премьер-Министра и Страновой группой ООН о вкладе ООН в работу Казахстана по достижению ЦУР. Режим доступа: https://kazakhstan.un.org/ru/27250. Дата обращения: 2 июля 2023 г.
- Казахстан занял 44‑е место в мировом рейтинге национальных брендов. Режим доступа:https://baigenews.kz/kazakhstan_zanyal_44-e_mesto_v_mirovom_reytinge_natsionalnykh_brendov_84548/. Дата обращения: 2 июля 2023 г.
- Великая А.А., Мармонгова Т.В. «ЭКСПО-2017» и национальный брендинг Казахстана. Режим доступа: https://eurasia.expert/ekspo-2017-i-natsionalnyy-brending-kazakhstana. Дата обращения: 16 июля 2023 г.
- Velikaya A.A. Nation branding of Central Asian states. Режим доступа: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/nation-branding-central-asian-states. Дата обращения: 16 июля 2023 г.
- Кутабаева А. В Казахстане сделают новый национальный бренд. Сколько за него заплатят и что это даст. Режим доступа: https://liter.kz/novyj-naczionalnyj-brend-kazahstana-obojdetsya-v-bolee-480-mln-tenge/. Дата обращения: 2 июля 2023 г.