В современном мире, где наблюдается глобальная геополитическая трансформация сложившейся системы международных отношений, быстрая смена трендов, роль регионов в международном взаимодействии становится все более значимой. В этом контексте регионализация становится популярной концепцией, где регионы-ареалы отдельных государств (в первую очередь, приграничные) играют ключевую роль.
Исследование приграничных регионов Казахстана и России имеет большую важность с точки зрения развития и укрепления сотрудничества между двумя странами в силу ряда факторов:
Во-первых, приграничные регионы обладают значительным экономическим потенциалом, который может быть максимально использован через развитие сотрудничества между Казахстаном и Россией. Анализ позволяет выявить экономические возможности, преимущества и перспективы для создания и развития совместных предприятий, торговли, инвестиций и других форм экономического взаимодействия.
Во-вторых, приграничные регионы являются пересечением геополитических интересов и региональной безопасности Казахстана и России. Исследование помогает определить основные факторы и вызовы, связанные с безопасностью, границей, миграцией, борьбой с транснациональной преступностью и терроризмом, а также способы их преодоления через сотрудничество.
В‑третьих, исследование приграничных регионов способствует изучению социокультурных связей между населением Казахстана и России, включая их историческое, языковое, этническое и культурное наследие. Это позволяет укрепить межличностные и межкультурные связи, способствует развитию туризма, культурного обмена и сотрудничества в области образования и науки.
Для изучения феномена приграничья в системном контексте Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан инициировало проект в рамках программно-целевого финансирования по теме BR10965282 «Казахстанско-российская граница: исторический контекст и новая политическая реальность».
В рамках которого проводится политологический анализ ситуации, на основании которого делаются выводы о развитии ситуации в динамике.
Приграничные регионы имеют также стратегическое значение для развития инфраструктуры и транспортных коммуникаций между Казахстаном и Россией. В этом контексте важно выявить проблемы и потенциал сотрудничества в области транспортных проектов, транзитных коридоров, логистики и улучшения доступности границы, показать возможности для укрепления региональных связей, создания совместных программ и проектов, обмена опытом и передачи передовых практик.
В настоящее время существует множество аналитических инструментов, применяемых в исследованиях приграничных регионов. Один из таких инструментов — SWOT-анализ, может быть отмечен как один из перспективных и востребованных для стратегирования и выявления потенциала в рамках проводимого исследования. Из метода анализа конкурентной позиции организации на рынке SWOT-анализ давно уже стал действенным инструментом оценки сложных социальных явлений, включая анализ с его помощью стратегических вызовов, стоящих перед целыми странами.
Применение SWOT-анализа особенно ценно при разработке тактики и стратегии развития объекта, оценке сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при принятии управленческих решений.
Цель данного исследования заключается в оценке комплекса вызовов и угроз, стоящих перед приграничными регионами Казахстана и России, используя метод экспертного SWOT-анализа. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику методу SWOT-анализа как инструменту для выявления вызовов и угроз приграничных регионов Казахстана и России, включая его основные принципы и применимость в контексте исследования
Сформировать характеристику сильных и слабых сторон системы приграничного сотрудничества между казахстанскими и российскими приграничными регионами, включая их географическое расположение, экономический потенциал, доступность транспортных коммуникаций и прочие факторы.
Выявить систему внешних факторов, которые определяют потенциал сотрудничества между приграничными регионами России и Казахстана, включая политические, экономические, социокультурные и инфраструктурные аспекты.
Провести SWOT-анализ с целью оценки текущего состояния и определения направлений развития потенциала приграничного сотрудничества между казахстанскими и российскими приграничными регионами.
Объектом исследования является потенциал сотрудничества между приграничными регионами Казахстана и России. Предметом исследования является система факторов, определяющих потенциал приграничного сотрудничества, выявленная на основе метода.
Казахстан и Россия, как соседние страны, имеют значительный потенциал для развития приграничного сотрудничества. экспертами отмечается тенденция увеличения вклада соответствующих территорий в общий объем экспорта и растущая интенсивность торговых отношений приграничных российско-казахстанских регионов.
Вместе с тем, отмечается, что половина приграничных с Казахстаном российских регионов и большинство пограничных с Россией казахстанских областей развивались медленнее, чем обе страны в целом. Такое отставание во многом обусловлено внутриматериковым положением данных регионов двух стран, которые находятся в удалении от крупных внутренних и внешних рынков сбыта, а также однотипным, преимущественно сырьевым характером их экономики.
Анализ экономических показателей показывает, что низкий потенциал взаимодействия среди приграничных регионов России и Казахстана имеют: Республика Алтай — Восточный Казахстан; Курганская область — Костанайская область; Алтайский край — Павлодарская область; Волгоград – Западно ‑Казахстанская область; Оренбургская область — Западный Казахстан; Новосибирская область ‑Павлодарская область; Тюменская область — Северо-Казахстанская область; Оренбургская область — Костанайская область. Причинами отрицательных последствий в приграничном сотрудничестве являются недостаточное развитие железнодорожного и автомобильного транспорта, низкий уровень развития инвестиционных компаний в форме свободных экономических зон, неадекватная урбанизация приграничных регионов России, высокие темпы роста импорта и т.д.
Такого рода экспертные оценки обусловливают необходимость комплексного анализа сильных и слабых сторон казахстанско-российского приграничного сотрудничества и адекватной оценки вызовов и угроз, стоящих перед приграничными регионами Казахстана и России. В качестве одного из рабочих инструментов такой оценки был определен SWOT-анализ.
К важным и значимым возможностям (положительным сторонам) метода SWOT анализа относят:
- выявление причинно-следственных связей изучаемого социального процесса;
- определение направлений деятельности исследуемых субъектов, которые входят в перечень слабых сторон и нуждаются в корректировке или улучшении;
- выявление возможностей более эффективного использования сильных сторон изучаемого социального процесса или явления;
- прогноз тенденций развития социального процесса в случае снижения влияния слабых сторон и укрепления сильных сторон.
К недостаткам и ограничениям SWOT-анализа относятся:
- слабая формализация метода, отсутствие критериев оценки полноты и качества информации для проведения анализа;
- возможный недостаток необходимой исходной информации;
- субъективный характер метода, что делает зависимым качество полученных результатов от компетентности и профессионализма аналитиков и экспертов.
Тем не менее, применение SWOT-анализа в контексте приграничного сотрудничества позволяет выявить его особенности, преимущества и потенциальные возможности, а также риски и угрозы, связанные с развитием приграничных регионов.
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны — Strengths | Слабые стороны — Weaknesses |
1) Географическое расположение: Казахстан и Россия имеют общую протяженную границу, что создает уникальные возможности для развития приграничного сотрудничества. Близость и доступность между регионами облегчают торговлю, обмен товарами, услугами, туризмом и инвестициями. 2) Естественные ресурсы: приграничные регионы Казахстана и России богаты природными ресурсами, такими как нефть, газ, уголь, минеральные ресурсы и водные ресурсы. Сотрудничество в области добычи, переработки и экспорта этих ресурсов может принести взаимные экономические выгоды и стимулировать развитие регионов. 3) Экономический потенциал: Казахстан и Россия обладают значительным экономическим потенциалом. Сотрудничество в области торговли, инвестиций, производства и инноваций может способствовать созданию новых рабочих мест и развитию приграничных регионов. 4) Транспортные связи: развитая транспортная инфраструктура в приграничных регионах облегчает перемещение людей и товаров. Наличие железнодорожных, автомобильных и авиационных маршрутов способствует развитию торговли, туризма и логистики между Казахстаном и Россией. 5) Образование и научные связи: Казахстан и Россия имеют развитую систему высшего образования и научных исследований. Сотрудничество в области образования, обмена студентами, научных исследований и инноваций способствует развитию человеческого капитала и научного потенциала в приграничных регионах. | 1) Ограниченность инфраструктуры: в отдельных приграничных регионах недостаточно развиты дороги, транспортные связи и техническая поддержка. Это может затруднять передвижение людей, товаров и услуг через границу, что снижает потенциал для развития торговли и экономического сотрудничества. 2) Отсутствие координации и сотрудничества на региональном уровне: несогласованность и недостаточная координация между приграничными регионами Казахстана и России на региональном уровне может приводить к дублированию усилий, непониманию и конфликтам интересов, что ослабляет потенциал для развития сотрудничества. 3) Ограниченный доступ к финансовым ресурсам: недостаток финансовых ресурсов оказывает отрицательное влияние на развитие приграничного сотрудничества, существенно ограничивает возможности для реализации совместных инициатив и инфраструктурных проектов. 4) Неравномерность развития регионов: приграничные регионы имеют различия в уровне доходов, доступе к образованию и здравоохранению, которые могут создавать преграды для участия в приграничном сотрудничестве и ослаблять потенциал для совместных проектов и инициатив. 5) Политические и геополитические факторы: изменения глобальной геополитической ситуации, текущей политической ситуации в стране, положения на границах, конфликты интересов и изменение приоритетов государственной политики могут затруднять долгосрочное планирование и устойчивое развитие приграничных регионов. |
Возможности — Opportunities | Угрозы — Threats |
1) Торговля и экономические связи: Приграничные регионы обладают значительным потенциалом для развития торговых связей и экономического сотрудничества. Установление более тесных торговых отношений может способствовать увеличению объемов торговли товарами и услугами, а также стимулировать инвестиции между регионами. 2) Энергетика и природные ресурсы: Казахстан и Россия обладают богатыми энергетическими и природными ресурсами. Сотрудничество в области добычи, транспортировки и переработки нефти, газа и других ресурсов может создать новые возможности для экономического развития и обеспечения энергетической безопасности обоих стран. 3) Транспортная инфраструктура: Развитие транспортной инфраструктуры в приграничных регионах может способствовать более эффективной и быстрой перевозке грузов и пассажиров между Казахстаном и Россией. Сотрудничество в области развития и модернизации железнодорожных, автомобильных и авиационных маршрутов может улучшить логистические возможности и способствовать увеличению объемов транспортных перевозок. 4) Туризм и культурный обмен: Приграничные регионы обладают богатым культурным и природным наследием, которое может привлечь туристов из разных стран. Развитие туристической инфраструктуры, организация совместных туристических маршрутов и культурных мероприятий может способствовать развитию туризма и культурного обмена между Казахстаном и Россией. 5) Образование и научные исследования: Сотрудничество в области образования и научных исследований может способствовать обмену знаниями, опытом и научными ресурсами между приграничными регионами. Создание совместных образовательных программ, научных проектов и обмен студентами и учеными может способствовать развитию человеческого капитала и научного потенциала в обеих странах. | 1) Политические и геополитические проблемы: ухудшение общей геополитической ситуации, создающее напряженность в отношениях между Казахстаном и Россией, возможные конфликты интересов или разногласия на политическом уровне могут создавать препятствия для взаимопонимания и развития приграничного сотрудничества. 2) Торговые и экономические противоречия: противоречия в торговых и экономических отношениях, различные налоговые режимы в странах, введение тарифных и нетарифных ограничений на торговлю или неравенство доступа к рынкам и т.п. могут привести к снижению объемов торговли и инвестиций между странами. 3) Трансграничные проблемы и конфликты: наличие споров по границе, территориальные претензии или неразрешенные конфликты между приграничными регионами может создавать напряженность и затруднять сотрудничество на границе. Приграничные регионы могут столкнуться с угрозами безопасности и нарушением границ, включая контрабанду, незаконную миграцию и трансграничную преступность. 4) Барьеры в коммуникации и культурные различия: различия в языке, культуре и коммуникационных практиках могут создавать трудности в понимании и взаимодействии между представителями приграничных регионов, как на уровне бизнеса, так и для населения. Это может затруднять эффективное взаимодействие и сотрудничество между странами. 5) Различия в правовых и административных системах: различия в структуре и полномочиях административных органов могут оказывать влияние на взаимодействие и регулирование приграничной деятельности Различия в правовых нормах и процедурах также могут создавать сложности и неопределенность для предпринимателей и граждан, приграничных регионов Казахстана и России. |
Для перевода качественных показателей в количественные проведем определенные расчеты. Примем во внимание, что каждый из показателей (сила, слабость, возможность и угроза) условно равен единице. Произведем экспертную оценку S, W, O и T факторов, присвоив каждому из показателей удельный вес, где 0,3 соответствует максимальному влиянию, а 0,1 минимальной интенсивности явления.
Таблица 2
SWOT анализ, удельный вес факторов
Сильные стороны — Strengths | Географическое расположение = 0,3 | Естественные ресурсы=0,2 | Экономический потенциал=0,2 | Транспортные связи=0,1 | Образование и научные связи =0,2 |
Слабые стороны – Weaknesses | Ограниченность инфраструктуры=0,2 | Ограниченный доступ к финансовым ресурсам=0,3 | Отсутствие координации и сотрудничества на региональном уровне=0,1 | Неравномерность развития регионов=0,2 | Политические и геополитические факторы=0,2 |
Возможности – Opportunities | Торговля и экономические связи=0,2 | Энергетика и природные ресурсы=0,3 | Транспортная инфраструктура=0,2 | Туризм и культурный обмен=0,1 | Образование и научные исследования=0,2 |
Угрозы — Threats | Политические и геополитические проблемы=0,3 | Торговые и экономические противоречия=0,1 | Трансграничные проблемы и конфликты=0,2 | Барьеры в коммуникации и культурные различия=0,2 | Различия в правовых и административных системах=0,2 |
Далее посредством визуализации проведем корреляции:
- между сильными сторонами и возможностями отрасли – поле СИВ,
- между сильными сторонами и угрозами – поле СИУ,
- слабыми сторонами и возможностями – поле СЛВ,
- слабыми сторонами и угрозами – поле СЛУ.
Визуализация показывает более широкие коридоры возможностей в части расположения, естественных ресурсов. Есть определенные ограничения, связанные с транспортным потенциалом.
Данная визуализация позволяет говорить о том, что есть определенные риски развития имеющие отношения к факторам географического расположения, а также экономического потенциала, обусловленного определенным сходством экономических моделей наших стран.
Далее при построении следующего прогноза проанализируем, какие корреляции образуются при сравнении по направлению слабые стороны-угрозы.
Корреляция показывает потенциальные возможности возникновения проблем вследствие ограниченности инфраструктур, региональных диспропорций, а также влияния политических и геополитических факторов.
Корреляция показывает, что в следствии ограниченного доступа к финансовым ресурса происходит усиление слабостей, также есть влияние политических и геополитических факторов, которые усиливают слабости.
Таким образом, можно сделать вывод что приграничные регионы Казахстана и России сталкиваются с рядом вызовов и угроз, которые оказывают влияние на их развитие и сотрудничество.
Важнейшим фактором влияния на общее состояние приграничных регионов стала изменившаяся геополитическая обстановка. Приграничье Казахстана и России находится в геополитически важном месте и подвергается влиянию глобальных и региональных конфликтов. Это может создавать неопределенность и риски для стабильности и безопасности приграничных регионов.
В условиях общего экономического кризиса и беспрецедентных санкций по отношению к России возможны колебания в экономической сфере, такие как изменение цен на энергоносители, сырьевые товары и валютные курсы. Это может негативно сказаться на экономике приграничных регионов и затруднить развитие сотрудничества.
Наличие границы между Казахстаном и Россией создает необходимость в прохождении таможенных процедур и контроля. Это может приводить к задержкам и сложностям в пересечении границы, особенно для товаров и людей. Такие преграды также могут снижать эффективность приграничного сотрудничества.
Определенные сложности и неопределенность в бизнесе, торговле и других сферах сотрудничества создают различия в правовых и административных системах Казахстана и России, требуя гармонизации и координации правовой базы и нормативных актов.
Еще один спектр проблем связан с ухудшением экологической ситуации и приграничье. Приграничные регионы сталкиваются с общими экологическими проблемами, такими как загрязнение водных ресурсов, потеря биоразнообразия и изменение климата. Это также требует совместных усилий для решения экологических вызовов и охраны природных ресурсов.
Управление этими рисками и вызовами требует диалога, сотрудничества и координации между соответствующими органами власти, бизнес-сообществами и общественными организациями Казахстана и России. Регулярный диалог, согласование стратегий и обмен опытом дает основу для разработки стратегий и принятия мер, направленных на максимизацию преимуществ и управление угрозами. Оценка и управление этими вызовами и угрозами требует совместных усилий и сотрудничества между региональными властями и заинтересованными сторонами в разработке планов и программ, направленных на развитие приграничных регионов Казахстана и России.