АННОТАЦИЯ
На протяжении последних 30–35 лет в США заметно активизировались исследования роли и трансформации американских элит, в том числе политической элиты. Во второй половине ХХ в. в условиях биполярного мира основное внимание уделялось значению общественных движений как ключевого фактора, определяющего механизм и специфику функционирования политической системы.
Но по мере увеличения масштабов глобализационных процессов все большую роль начали играть властные группировки, которые de facto стали именовать себя «элитами», т.е., по сути, избранной частью общества, заметно отличающейся от других социальных слоев и групп размерами богатств, уровнем образования, доступом к широкому кругу привилегий и другими особенностями бытия представителей «высшего света».
С политологической и социологической точек зрения изучение элит, в отличие от изучения массовых движений, с самого начала породило большие сложности вследствие закрытого характера большинства элитных группировок, а также размытости и неопределенности их социальных границ. Помимо этого, в США как самой богатой стране западного мира начался процесс трансформации элитных групп и превращения их в олигархические.
Параллельно либеральная часть американской политической элиты пришла к выводу о необходимости преобразования традиционной белой элиты американского общества, известной как «белые англосаксонские протестанты», в «цветную» элиту американского общества, состоящую из широкого спектра расово-этнических групп и слоев.
Как следствие процессов «цветнизации» американской политической элиты началась ее фрагментация, которая в настоящее время приняла форму ожесточенной борьбы старой белой элиты и приходящей ей на смену многорасовой и полиэтнической. В условиях конкурентной борьбы за выживание резко сузились возможности для российско-американского диалога, который на протяжении большей части существования наших стран шел в русле межгосударственных отношений, а не в рамках межэлитных коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ
С наступлением XXI в. в США резко активизировались общественные дебаты, стимулированные и подпитываемые многочисленными академическими исследованиями о природе и характере властных отношений в американском обществе. Фундаментальная причина, по которой в фокусе политологических исследований и медийного пространства оказалась проблема «Кто на самом деле управляет Америкой?», проистекает из успешного окончания для США на рубеже 1980‑х –
1990‑х гг. периода холодной войны.
На протяжении второй половины ХХ в. идеологическая борьба в условиях биполярного мира шла в основном вокруг достоинств и недостатков представительского института западной, главным образом американской, демократии в ее классическом издании и общенародного государства социалистического типа. Основная функция политической системы любого общества мыслилась в рамках того, насколько она способна гарантировать максимально широкому кругу граждан защиту их прав, обеспечить равенство и повышение жизненного уровня.
Следует при этом иметь в виду, что политическая система любого типа имеет два измерения: «горизонтальное» и «вертикальное». Горизонтальное измерение равнозначно степени представительства граждан в политических процессах, в то время как вертикальное измерение характеризует систему управления общественными процессами в широком смысле этого слова. С точки зрения дихотомии вертикального и горизонтального измерений вторая половина ХХ в. прошла под знаком решающей роли и значения в механизме функционирования политической системы горизонтального измерения, подразумевающего «максимально полное участие в политических процессах народных масс с последующим расширением их избирательных прав», которое оттеснило на второй план «вертикальное измерение, то есть сферу командования». <…>
Полная версия научной статьи “США: фрагментация политических элит и перспективы российско-американского диалога”
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
На протяжении большей части американской истории, начиная с момента возникновения США в 1776 г., американская политическая элита имела вполне определенную, четкую «маркировку», выражаемую формулой «белые англосаксонские протестанты» («White Anglo-Saxoni Protestants»). Эта элита возглавила борьбу молодой американской республики за независимость (1775–1783), и ее знаковым представителем стал командующий вооруженными силами Дж.Вашингтон, ставший
впоследствии первым американским президентом (1789–1797).
Элита того периода может быть названа «унитарной» (однородной), которая осуществляла власть вплоть до начала XVIII в. В XIX в. общественно-политическое развитие США определялось евангелической протестантской элитой. Элита того периода тоже была достаточно однородной, которая утверждала в общественно-политической жизни США приоритет христианских религиозных ценностей, отражавших ориентацию на внутреннее развитие американского общества.
С наступлением ХХ в. резко возросла активность США на международной арене, стартовала «Прогрессивная эра» – эра социально-экономических реформ, которые и были начаты элитой, сформировавшейся в XIX в., которая в новых внешне- и внутриполитических условиях трансформировалась в либеральную протестантскую элиту. Первая половина ХХ в. – это период, когда оказались поколеблены религиозные основы формирования американского правящего класса, когда так называемая евангелическая элита трансформировалась в либеральную протестантскую элиту с заметным усилением светских или секулярных начал.
В период после окончания Второй мировой войны различного рода общественные движения – левого толка, афроамериканцев и феминистские – привели к постепенному упадку в политической системе США белых англосаксонских протестантов [18]. И хотя в тот период идеалом оставалась модель политической элиты, олицетворяемой белыми англосаксонскими протестантами, она постепенно стала наполняться совершенно другим содержанием – «внеконфессиональной религиозностью, охватывающей протестантов, католиков и иудеев, которая и стала определять новый американизм» [10, p. 68].
И важнейшими этапами трансформации политической элиты США в тот период стало избрание в 1952 г. президентом США Д.Эйзенхауэра – американца с немецкими корнями, а в 1960 г. – первого президента-католика Дж.Кеннеди. Поэтому начиная с 1960‑х гг. и вплоть до конца ХХ в. Соединенными Штатами руководила экспрессивно-индивидуалистическая элита. Но в целом вплоть до начала XXI в. Америкой правили белые американцы, и это была элита белых американцев. <…>
Фрагментация американских политических элит определяется их растущей политической поляризацией, которая находит свое отражение в том, что в настоящее время «американцы гораздо чаще, чем американцы конца ХХ века, открыто выражают свою идеологическую и политическую идентичность. В 2020 г. 40% американцев отнесли себя на одно из крайних значений либерально-консервативной шкалы – «твердо идентифицируя себя либо как либералов, либо как консерваторов» – по сравнению с 19% в 1972 г. и 29% в 2000 г., что явилось самым высоким процентом поляризованности общества, зарегистрированным за последние 70 лет.
В этих условиях ситуация в политической элите США может быть охарактеризована как «борьба не на жизнь, а на смерть» между новой «цветной» фракцией и старой «белой» фракцией, при которой каждая из фракций стремится вытеснить и маргинализировать своих идейных конкурентов. Эта особенность противостояния американских элит является самым важным фактором для понимания внутриполитических процессов в США, поскольку в целом на всем протяжении существования Америки в американском обществе господствовали представления о том, что ни одна из элит не должна занимать доминирующих позиций в политической системе на всех этажах власти, что и находило отражение в известных принципах сдержек и противовесов, встроенных в американскую государственность еще отцами-основателями США.

Больше аналитических материалов на сайте НИИРК