Политика Германии после распада СССР
После распада СССР постсоветское пространство стало для многих государств, в том числе и для Германии, плацдармом для реализации своих политических интересов. В числе этих интересов было налаживание дружественных отношений со странами бывшего советского блока, получение новых рынков сбыта немецких товаров, доступ к богатым природным ресурсам этих стран и формирование новых энергетических путей в обход России.
Важной проблемой для Германии было то, что появилось несколько государств с социально-экономическими проблемами и неоднозначным политическим вектором. Это создавало проблемы в обеспечении безопасности и соблюдении договора о нераспространении ядерного оружия в регионе. С этой целью канцлер ФРГ Гельмут Коль призвал в 1992 году страны Западноевропейского Союза к расширению сотрудничества с новыми восточными партнерами. В связи с этим Берлин также активно способствовал отказу Белоруссии, Украины, Казахстана от статуса ядерных держав и передаче ядерного потенциала России.
Германия была обеспокоена притоком беженцев в тот период. Этот вопрос был связан с возвращением в Германию этнических немцев из стран бывшего СССР. Оказание помощи таким немцам, а также их обустройство и недопущение стихийного притока мигрантов регулировалось программой переселения соотечественников, принятой Г.Колем в 1991 году. И с конца 1991 по середину 2000‑х годов в Германию переехало более 1,5 млн мигрантов из стран постсоветского блока.
Украинский вектор политики ФРГ в 2000‑е годы
«Оранжевая революция» 2004 года на Украине дала возможность Германии принять участие в приватизации и экономической поддержке предприятий в стране. То есть, открыла новый экономический плацдарм для поддержания своих интересов. Примером может быть металлургический комбинат «Криворожсталь», который до этого находился в полной собственности Украины, однако, после 2004 года ФРГ его приватизировала, благодаря чему заняла первое место среди иностранных инвесторов на Украине. Это также дало возможность вырасти германо-украинскому товарообороту на треть уже в 2005 году . Ключевая роль отводилась, конечно, программе «Восточное партнерство», но в большинстве случаев ФРГ действовала в рамках ЕС. Однако, действовала осторожно в вопросе расширения НАТО на восток, вследствие чего на саммите Альянса в Бухаресте 2008 года бундесканцлер Ангела Меркель выступила против принятия Украины в НАТО. В рамках программы «Восточного партнерства», ФРГ, хоть и не была инициатором, принимала самое активное участие. А.Меркель во время своего выступления в Бундестаге в 2013 году заявила, что данная программа не нацелена на расширение ЕС на восток . Основными целями программы были поддержка демократизации и модернизации экономики, в рамках которой ЕС всего лишь предлагает свою помощь. Но, на самом деле, целью было, конечно, продвижение Евросоюза на восток.
События 2013–2014 годов: позиция Германии
После начала событий 2013 года в Киеве правительство Германии старалось склонить власти Украины к уступкам для оппозиции и проведению амнистий. При этом Германия не стала предпринимать активных действий.
Однако, чтобы «наверстать упущенное», министр иностранных дел Гвидо Вестервелли провел закрытые переговоры с оппозиционными лидерами Украины, сразу же после чего Меркель встретилась с ними, осудив действия на майдане . Соответственно, Германия выступала неким арбитром между властями Украины и оппозицией, активно не поддерживая ту или иную сторону. ФРГ старалась предпринимать только те действия, которые бы смогли вернуть Украину в экономически и политически стабильное состояние и дать ей возможность полноценно принимать участие в программе «Восточного партнерства». Благодаря переговорам Виктора Януковича с Франком-Вальтером Штайнмайером, первый подписал соглашение с оппозицией, по которому в Украине должна была быть проведена конституционная реформа, сформировано коалиционное правительство с участием оппозиционных сил и др.
Основы внешней политики ФРГ на Украине в тот период:
- стабилизация ситуации в стране в сфере экономики, которая дала бы возможность Германии плодотворно участвовать в экономических процессах Украины
- предоставление льгот, кредитов, помощь в обеспечении энергоресурсами и промышленными товарами
- сохранение территориальной целостности Украины и недопущение по возможности на ее территории вооруженных конфликтов
- обновление законодательства в соответствии с требованиями правового государства
- оказание поддержки Украине в проведении всех нужных реформ для обновления законодательства
- недопущение активного противостояния «коллективного Запада» и России в споре за реформирование Украины.
Обзор деятельности германской дипломатии за данный период
С 2000‑х годов ФРГ старалась играть свою роль на постсоветском пространстве, оказывать помощь в урегулировании конфликтов, реализовывать программу «Восточного партнерства», продвигать ЕС на восток.
Изначально, в первой половине 2014 года, диалог ФРГ и РФ по украинскому вопросу шел успешно, однако, после решения Крымского вопроса, диалог с Россией был приостановлен. Соответственно, дальнейшие действия Германии согласовывались лишь со странами «коллективного Запада». Она также проявила интерес к запуску нового переговорного формата. Новый президент Украины Петр Порошенко считался в Германии «примирителем двух враждующих сторон», а также тем, кто сможет добиться вступления Украины в Евросоюз.
Можно сказать, что сначала Германия наращивала поддержку оппозиции, затем оказывала широкую поддержку новому правительству Украины, применяла меры экономического и политического давления на Россию с помощью ЕС и НАТО, а последним шагом стало осознание того, что с интересами России придется считаться, о чем говорит подписание Германией соглашения «Минск‑2», по которому она де-юре признавала ЛНР и ДНР отдельными сторонами конфликта. Также после подписания этого соглашения ФРГ взяла на себя часть ответственности за проведение реформ на Украине.
На сайте НИИРК опубликована аналитическая статья стажера Института Софии Оверченко. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.
Список источников и литературы:
- Авдеенко Е.Г. Постсоветское пространство во внешней политике ФРГ // Magistra Vitae: журнал по историческим наукам и археологии. — 2019. — №1. — С. 63–69.
- Никитин А.К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ. М.; 2008. — С. 320.
- Ansprache anlässlich eines Treffens der Chefs der Generalstäbe der WEU-Staaten im Bundeskanzleramt in Bonn. 27 Januar 1992. [Электронный ресурс] // Konrad-Adenauer-Stiftung: Helmut Kohl — Dokumentenübersicht. URL: http://helmutkohl.kas.de/index.php?menu_sel=17&menu_sel2=&menu_ sel3=&menu_sel4=&msg=1444
- Außenminister Steinmeier trifft ukrainische Oppositionstührer, 17 Februar 2014. // Die Bundesregierung. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/ Pressemitteilungen/AA/2014/2/2014–02-17-aussenminister-steinmeier-trifft-ukrainische-oppositionsfuehrer-klitschko-und-jazenjuk.html
- Bundeskanzlerin Merkel empfing die ukrainischen Oppositionführer Arsenji Jazenjuk und Vitali Klitschko, 17 Februar 2014. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bundesregierung.de/Content/DE/Pressemitteilungen/BPA/2014/02/2014–02-17-merkel-jazenjuk-klitschko.html
- Bundeskanzlerin Merkel telefonierte mit dem ukrainischem Staatspresidenten Janukowitsch, 29 Januar 2014. // Die Bundesregierung. [Электронный ресурс]. URL: http://www. bundesregierung.de/Content/DE/Pressemitteilungen/BPA/2014/01/2014–01-29-merkel-janukowitsch.html
- Menon R., Rumer E. Conflict in Ukraine. The unwindig of the postcold War order. London: A Boston Review Book; Cambridge, Massachussetts: Institute of Technology, 2015. P.108–109
- Panagiotidis J. Geschichte der Russlanddeutschen ab Mitte der 1980er Jahre. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/russlanddeutsche/249842/geschichte-der-russlanddeutschen-ab-mitte-der-1980er-jahre
- Rede von Dr. Angela Merkel, Bundeskanzlerin // Abgabe einer Regierungserkl rung durch die Bundeskanzlerin: Gipfel der stlichen Partnerschaft am 28./29. November 2013 in Wilna. Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode. Plenarprotokoll 18/22. Sitzung. Berlin, Montag, den 18. November 2013. S. 25A.