В настоящее время страны сталкиваются с рядом масштабных вызовов в обеспечении продовольственной безопасности. Это могут быть изменения в климате, демографические изменения, экономические колебания, а также глобальные кризисы, такие как недавно прошедшая пандемия коронавируса.
Все это имеет влияние на продовольственную систему региона. Эксперты ФАО считают, что страна защищена с точки зрения продовольственной безопасности, когда доля людей, страдающих от голода, составляет менее 5 % от общей численности населения [1].
Продовольственная безопасность зависит от взаимодействия множества игроков (государственные органы, аграрные производители, дистрибьютеры, розничные сети, научные и исследовательские организации, неправительственные организации и потребители).
На взгляд экспертов, современным и эффективным методом управления всей этой сложной системой взаимодействий является Data Driven Decision Making. Эта управленческая концепция подразумевает использование данных для принятия обоснованных и эффективных решений [2]. В контексте управления продовольственной безопасностью, анализ данных может помочь выявить тренды, паттерны и проблемы, а также предоставить обоснование для изменений в бизнес-процессах. Это особенно важно в условиях сложных вызовов, когда эффективное управление становится неотъемлемой частью обеспечения продовольственной безопасности.
В период с 2019 по 2021 год в Глобальном индексе продовольственной безопасности Казахстан улучшил свои позиции переместившись с 48 на 41 место. В последнем рейтинге за 2022‑й Казахстан, повысив свой средний показатель до 72,1, вплотную приблизился к топ-30 (32‑е место) и при этом опередил все другие постсоветские страны [3]. При этом, нельзя принимать данную позицию как константу, необходимо постоянно работать над совершенствованием бизнес-процессов для достижения баланса в рамках устойчивого и поступательного развития.
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в Казахстане актуализируется на самом высоком уровне. Так, К.К. Токаев в 2022 году в Послании Народу Казахстана заметил: «В ближайшие три года нужно кардинально решить вопрос обеспечения продовольственной безопасности страны. Это первая и самая главная задача, которая стоит перед правительством и акимами. Если страна не будет в полной мере обеспечена продуктами питания собственного производства, никакие меры по сдерживанию инфляции не помогут» [4].
Проблемные зоны управления продовольственной безопасностью в современном Казахстана состоят:
- в отсутствии взаимосвязи стратегических и региональных систем управления;
- слабом уровне информационного взаимодействия населения, бизнеса, государственных органов власти и их вовлеченности в принятие решений;
- низкой квалификации государственных служащих.
Ключевой фактор оценки уровня продовольственной безопасности страны — это стоимость, структура и состав потребительской корзины.
Потребительская корзина Казахстана установлена законодательно. Определить стоимость потребительской корзины возможно исходя из величины прожиточного минимума, который используется для исчисления размеров базовых социальных выплат (40 567 тенге). 55% от этой суммы составляют сумму в 22 311 тенге, что и составляет стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, проблема в том, что это средневзвешенная цена, в реальности имеет место серьезная диспропорция между планами и фактической стоимостью [5].
Содержание потребительской корзины включает 43 наименования продуктов. Этот список пересматривают каждые лет пять и вносят в него определенные изменения.
Продовольственная безопасность напрямую влияет на жизни людей. От нее зависит доступность и качество пищи для населения. Таким образом, улучшение управления продовольственной безопасностью способствует улучшению качества жизни и общественного благополучия в регионе.
Заниженные стандарты потребления продовольствия в Казахстане серьезно влияют на уровень доверия к социальной политике. Расходы на отдельные товары в структуре прожиточного минимума внушают определенные сомнения. Согласно показателю, человеку на целый месяц достаточно купить говядину на 3 тыс. тенге (1,25 кг), макароны – на 351 тенге (0,36 кг), гречневую крупу – на 56 тенге (0,17 кг), рис – на 365 тенге (0,78 кг) и так далее.
По данным Национального бюро статистики Казахстана, по измерениям уровня жизни во второй квартале 2023 года расходы казахстанцев в среднем на душу населения за квартал составили 260 835 тенге. При этом расходы на продукты питания из них составили 51,9 процента, или 135 373 тенге. Эта сумма серьезно превышает прожиточный минимум [6].
Есть выраженная диспропорция при расчете содержимого продовольственной корзины в РК. Количество наименований в корзине составляет обычно не менее 100 пунктов, в Казахстане же этот показатель мал. И серьёзных попыток для изменения ситуации не предпринимается. В планах правительства есть идея увеличения списка продуктов с 43 до 50.
Пищевой аспект – это неотъемлемая часть концепции продовольственной безопасности, при формировании которой следует учитывать то, какой уровень питания населения положен в основу планирования. Минимально необходимому уровню обеспеченности населения продуктами питания соответствует продовольственный компонент «потребительской корзины».
Использование концепции Data Driven Decision Making в контексте управления продовольственной безопасностью является инновационным подходом, который может привнести новый уровень анализа и оптимизации в эту область. Это может привести к открытию новых путей для управления и оптимизации продовольственной системы региона.
Проблема голода не является актуальной для Казахстана. Но говорить о неудовлетворительной ситуации в области продовольственной безопасности в Казахстане позволяет тот факт, что из 9 индикаторов, ее определяющих, положительное сальдо достигнуто лишь по четырем.
В условиях неустойчивости глобальных процессов вопросы обеспечения продовольственной безопасности должны решаться в плоскости взаимодействия интегрированных в единое пространство стран. Продовольственная безопасность является проблемой многоаспектной и неоднозначной, так как в условиях открытости национальных макросистем возникают конфликтные вопросы в процессе ее обеспечения. В данном случае важно рассчитать риски и предпринять сбалансированную внешнеторговую и внутреннюю политику. Основным в принятии решений должен быть принцип приоритетности удовлетворения потребностей человека, обеспечения доступа к качественной пище в достаточном количестве. Решение данной задачи находится в плоскости решения комплекса производственных, экологических, социальных проблем. И в первую очередь, речь идет о формировании в стране реального сектора, способного производить продукты питания, соответствующие мировым стандартам качества и безопасности. При этом, важно формировать и развивать культуру создания собственных производств на всех уровнях: домашних хозяйств, региональном, национальном.
При планировании развития страны и регионов необходимо учитывать оценочные параметры обеспеченности населения продовольствием, показатели качества и безопасности, реальные возможности воспроизводственной системы страны, ресурсный потенциал. В данном случает остро стоит вопрос о наличии качественных данных, открытости и доступности, возможности их обработки и интерпретации. Решения в данном направлении должны приниматься на основе доказательности и обоснованности в разрезе обеспечения продовольственной безопасности на страновом, региональном уровнях с детализацией спроса различных социальных групп.
Мировая практика государственного управления процессами обеспечения экономической безопасности, в том числе продовольственной основывается на принципах устойчивого развития всех воспроизводственных процессов, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения. Вопросами продовольственной безопасности в ряде развитых стран занимаются различные государственные структуры, которые отвечают за их решение, причем с детализацией конкретного продукта, его типологизации по потребностям населения и уровням удовлетворения.
В Казахстане сложная организационная архитектура обеспечения продовольственной безопасности, которая состоит из ряда министерств, негосударственных и межгосударственных организаций. Так, за физическую доступность продуктов отвечают Министерство сельского хозяйства РК, Министерство торговли и интеграции РК, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, акиматы и др. Вопросы обеспечения безопасности лежат в сфере управления Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг, Министерства здравоохранения РК и других организаций. При этом координирующего органа нет, вследствие чего многие вопросы могут дублироваться, сама система госуправления процессами обеспечения продовольственной безопасности является громоздкой. Необходимо создать единый центр по продовольственной безопасности РК, который будет связывать процессы, связанные с производством (сельское хозяйство, перерабатывающий сектор), торговлей сельхозпродукции, логистикой, доставкой до потребителя, контролем и обеспечением безопасности продукции и т.д.
Также, для стран СНГ, ЕАЭС целесообразно создать единую стратегию продовольственной безопасности, которая будет синхронизировать действия правительств по обеспечению достойного уровня жизни населения интеграционных сообществ постсоветского пространства и способствовать формированию единого рынка продовольственных товаров.
Единый аграрный рынок ЕАЭС должен послужить основой для формирования нового уровня продовольственной безопасности. Эти задачи необходимо решать путем реализации единой политики, формирующей согласованные механизмы экономической интеграции учитывающее специфику агропромышленного комплекса каждого государства ЕАЭС.
Фактически, обеспечить продовольственную безопасность возможно посредством обеспечении ускоренного развития всех сфер агропромышленного комплекса, повышения его инновационной составляющей, конкурентоспособности, что, в конечном итоге, станет базисом коллективной безопасности, повысит уровень жизни, доходы населения.
Список литературы:
- World Food and Agriculture – Statistical Yearbook 2022. Режим доступа: https://www.fao.org/documents/card/en/c/cc2211en (дата обращения 15.10.2023)
- Data Driven подход в маркетинге: принимаем решения на основе данных. Режим доступа: https://andata.ru/blog/data/data-driven-podhod-v-marketinge (дата обращения 15.10.2023)
- Накормить страну…Казахстан приблизился к топ-30 Глобального рейтинга продовольственной безопасности. Режим доступа: https://qmonitor.kz/economics/4766#:~:text=Global%20Food%20Security%20Index%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F,%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0 (дата обращения 15.10.2023)
- Послание Главы Государства К.К. Токаева Народу Казахстана «Справедливое Государство. Единая Нация. Благополучное Общество». Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (дата обращения 13. 10.2023)
- Об утверждении Правил расчета величины прожиточного минимума и установлении фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011944 (дата обращения 13. 10.2023)
- Расходы и доходы населения Республики Казахстан ( II квартал 2023г.). Режим доступа: https://stat.gov.kz/ru/industries/labor-and-income/stat-life/publications/ (дата обращения 13. 10.2023)