В 2013 году, когда Армения официально заявила о желании вступить в процесс Евразийской экономической интеграции, присоединившись тогда к Таможенному союзу (ТС), были опубликованы результаты исследования Евразийского банка развития (с участием большой группы армянских ученых и экспертов) о сценариях интеграционных процессов для Армении. Целью исследования являлся анализ и общая оценка макроэкономического эффекта в различных интеграционных сценариях Республики Армения. Было обосновано, что интеграция Армении в Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП) является наиболее предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики. Было доказано, что при выборе экспортно-ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:
• достижение более высоких темпов роста ВВП, обеспечивающих рост уровня жизни;
• доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
• значительный рост экспорта РА;
• решение стратегических задач в энергетике.
Исследование показало важность подключения Армении к ЕЭП в самом начале его формирования. Этот шаг привел к росту армянской экономики, особенно экспорта готовой продукции. Устранение или уменьшение тарифов и квот не только открыло новые рынки, но и способствовало гармонизации законов, норм и правил во всех секторах экономики, укрепив таким образом доверие инвесторов. При объединении усилий в развитии перспективных секторов экономики, решении проблем кооперации, экономическая интеграция должна привести к повышению производительности труда, заработной платы, активизации темпов экономического роста, увеличению занятости и созданию новых возможности для экспорта готовой продукции.
Результаты исследования
Интеграция Армении в ЕЭП при выборе любой стратегии экономического развития являлась предпочтительной по следующим соображениям. При развитии экономики страны по текущему сценарию, основанному на расширении внутреннего спроса и раздувании сферы услуг, Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала. Эти соглашения в рамках ЕЭАС смогли бы гарантировать стабильное развитие экономики страны. До вступления в ЕАЭС в силу различных причин экономика Армении развивалась по сценарию, предполагавшему в основном рост внутреннего спроса за счет притока трансфертов и инвестиций из-за рубежа. Очевидны были также структурные дисбалансы экономики, в которой превалируют секторы, ориентированные на внутренний рынок, то есть сектор услуг.
При выборе экспортно-ориентированного сценария у Армении открывалось окно возможностей в случае выполнения ряда ключевых для реализации данного сценария условий:
- Доступ на достаточно емкий и защищенный рынок ЕЭП для реализации продукции с высокой добавленной стоимостью (сырье и цветные металлы могут и без того хорошо продаваться на международном рынке, но выручка от торговли сырьем не закрывает потребностей страны в валюте).
- Развитие экспортных секторов, ориентированных на рынок ЕАЭС.
- Решение транспортной проблемы, выводящей Армению из транспортного тупика. При строительстве железной дороги Иран-Армения и открытии железной дороги Армения-Грузия-Россия может быть создан сильный коммуникационный узел регионального и международного значения.
К сожалению, данный потенциал пока не реализован.
В исследовании было отмечено, что для более эффективной реализации интеграционной стратегии в рамках ЕЭП потребуется выполнение следующих условий:
- В рамках интеграции с ТС закрепление за Арменией определенных преференций в получении дешевых энергоносителей, а также строительство новой АЭС минимизирует зависимость от импорта энергоносителей и обеспечит энергетическую безопасность страны. Доступ к дешевым энергоносителям, прежде всего к природному газу, позволит экономике республики скорее реализовать потенциал роста и создаст определенные конкурентные преимущества.
- Открытие ряда стратегических объектов с учетом кумулятивного эффекта будет не только прямо способствовать росту ВВП, но и одновременно существенно повысит уровень занятости. Оптимальной загрузке мощностей должен способствовать свободный доступ на общий рынок ТС. Открывались также возможности участия армянских компаний в конкурсах на госзакупки на всем пространстве ТС.
- При интеграции в ТС открывалась перспектива превращения Армении в транспортный и транзитный узел, однако для этого требуется долгосрочное политическое решение по открытию ж/д сообщения через Грузию в Россию. В этом направлении следует активно работать всем странам ЕАЭС.
Одним из важнейших показателей развития страны является экспорт готовой продукции и возможность иметь относительно дешевые энергоресурсы. Для решения этих задач наибольший потенциал имеется в ЕАЭС, в первую очередь в российско-армянских отношениях. Армения при членстве ЕАЭС получает энергетические ресурсы по цене значительно ниже мировых.
Наши оценки развития экономики Армении после вступления в ЕАЭС оправдались. Особенно следует отметить значительный рост экспорта в ЕАЭС, в основном готовой продукции, имеющей более высокую добавленную стоимость. За последнии пять лет экспорт Армении в страны ЕАЭС вырос более чем в два раза.
Возможности Евразийской интеграции
Одной из важнейших проблем, стоящих перед экономикой Армении, является серьезное нарушение торгового баланса и структурный дисбаланс экономики. Остро стоит проблема безработицы и, обусловленной ею, миграции. В первую очередь экономические отношения с Россией дают реальные возможности для решения этих проблем, чему прямо способствуют более дешевые энергоресурсы и реальный спрос на продукцию республики.
Наиболее широкие возможности по ценам на энергоресурсы, а также на продукцию стратегического назначения Армении предоставляет Россия. Следует отметить, что ЕАЭС создал дополнительные возможности для получения льготных кредитов. Причем в первую очередь для укрепления обороноспособности Республики Армения. В отличие от ряда кредитов международных организаций из России были получены строго целевые кредиты. Два льготных кредита в 300 млн долларов были прямо направлены на укрепление обороноспособности страны. При этом, конечно же, эффективность использования подобных кредитов имеет ключевое значение, здесь данную функцию должно выполнить правительство республики. Армения также получила из России целевой кредит в 270 млн и 30 млн долларов в качестве гранта, необходимый для модернизации и продления срока эксплуатации атомной электростанции.
Два аспекта мероприятий – отмена таможенных пошлин и снижение цен на импортируемое сырье – безусловно, способствуют росту экспорта и снижению безработицы. Относительно мировых значительно более низкие цены на энергоносители позитивно сказывается на повышении конкурентоспособности армянской продукции.
Формирование конкурентоспособной промышленности Союза полностью обусловлено также уровнем технологической независимости и динамикой внедрения новых технологий. Это бесспорные приоритеты ЕАЭС на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Главной задачей экономической безопасности является обеспечение стабильного экономического роста и существенное увеличение экспорта, что особенно важно для стран с малой экономикой. Формирование единой региональной экономики предполагает не только создание единых органов управления и координации действия стран-участников евразийской экономической интеграции, но и перевод всех национальных экономик на принципиально новые рельсы – их переориентацию на показатели совокупного ВВП, на согласованную макроэкономическую политику, на рост экспорта, на существенное повышение уровня занятости.
Особенно в условиях санкций, применяемых к России, важно решение Высшего Евразийского экономического совета о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС, целью которого является согласование промышленной политики стран ЕАЭС и подготовка предложений по стратегиям, направлениям и перспективам развития промышленного комплекса ЕАЭС. Для гармонизации политики стран ЕАЭС весьма важное значение имеет соглашение стран Евразийского экономического союза о создании комиссии по импортозамещению и промышленной кооперации. Предполагается, что новый орган Союза будет отбирать наиболее перспективные интеграционные проекты в интеграционных отраслях. Правительству Армении следует проявить инициативу и использовать новые возможности для роста экспорта готовой продукции и кооперации с Россией, в первую очередь в военно-промышленной сфере.
Стратегия развития экономики Армении должна основываться на развитии экспортного потенциала в немногих имеющихся точках роста. Выходу республики на внешние рынки мешают инфраструктурные и кадровые препятствия, для преодоления которых необходимо использовать все возможные средства регулирования внешней торговли и все возможности ЕАЭС для интегрирования в мировую экономику, позволяющие армянским производителям добиться эффекта масштаба.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст Ашота Тавадяна. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.