ЕАЭС, как молодое интеграционное объединение, активно формирует собственную региональную повестку. В условиях глобальной нестабильности страны-участницы работают над созданием антикризисной стратегии, которая бы обеспечила поэтапный рост в условиях политизации экономических процессов.
Основные горизонты развития объедиyения определяются «Стратегией-2025». Ее успешная реализация – необходимое условия для того, чтобы в условиях турбулентности мировой экономики успешно сформировать потенциал интеграционного прорыва, который важен для низкодеверсифицированных экономик, для роста конкурентоспособности.
Евразийская интеграция в своем основании – это экономическая интеграция, однако, ввиду политизации экономических инструментов возникает необходимость осмысливать объединение по-новому. Развитие инструментов дипломатии второго трека позволит усилить чувство общности, тем самым облегчив процессы интеграции в экономической сфере.
Актуальным инструментом для усиления чувства региональной идентичности остается мягкая сила: понимание общего прошлого, видение сходных особенностей развития позволит успешно работать над реализацией Стратегии.
Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович отметил: «Задача Евразийского экономического союза – создание условий для комплексной технологической трансформации экономик государств – членов и обеспечение “евразийской самодостаточности”. Мы планируем сосредоточить усилия на вопросах импортозамещения и промышленной кооперации, а также будем выстраивать взаимовыгодное сотрудничество со стабильными международными партнерами».
Центр Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг» попытался оценить то, насколько актуально говорить о евразийской идентичности и какие еще формы общности развиты в регионе, по мнению экспертного сообщества. Сегодня, когда на евразийском континенте бушует один из самых ожесточенных за историю современности конфликтов, важно понимать, как найти точки стабильности в мире, необходимые для построения горизонта желаемого будущего.
По технике «Снежного кома» было опрошены 32 эксперта, представляющие Россию и Казахстан. Структура анкеты представляла собой 15 последовательно задаваемых вопросов. Для опроса были использованы инструменты Google Forms. При анализе результатов был использован инструмент IBM SPSS 23. Ввиду ограниченного временного горизонта, опросы в остальных странах ЕАЭС не проводились. Однако, для детального понимания проблемы в перспективе планируется расширенный экспертный опрос.
В плане гендерного состава преимущественное число опрошенных экспертов представлено лицами мужского пола (71,9% мужчин и 28,1% женщин). В плане возраста основная часть экспертов (56,3%) это лица в возрасте от 30 до 45 лет. Второй по частоте является возрастная группа от 18 до 30 лет (34,4%). Все опрошенные имеют высокий уровень образования (высшее образование и ученая степень магистра, кандидата наук или доктора PhD). В профессиональном плане опрошенные эксперты представляют практически весь спектр экономики. 40,6% респондентов являются государственными служащими. В равной пропорции, по 12,5% экспертов представляют торговлю и сферу услуг, образование и фриланс. Также незначительно в рамках данной выборки представлены НПО и бизнес. Опрошенные эксперты представляют собой основные секторы общественной жизни в пропорции: государственный (53,1%), частный (31,3%) и неправительственный (15,6%)
Крайне показательными, для анализа и последующего принятия решений являются мнения экспертов относительного того, есть ли чувство общности на региональном уровне. В приоритете находится общность на уровне постсоветского региона (37,5%), на втором месте находится мнение об отсутствии региональной идентичности (31,3%), на третьем место находится общность на уровне тюркской идентичности. О евразийской идентичности, как объединяющем чувстве, свое мнение высказали 9,4% опрошенных.
Ситуация вполне закономерна, ЕАЭС – это прежде всего, экономическое объединение, поэтому построение региональной идентичности не является в этой ситуации основным стратегическим приоритетом.
Однако, учесть фактор общего исторического прошлого будет полезно, с учетом того, что о сильном влиянии постсоветской идентичности рассказали 100% предпринимателей, 75% самозанятых, по 25% педагогов и работников торговли, которые приняли участие в опросе.
Интеграция — процесс поступательный, и развитие чувства общности должно присутствовать в государственных стратегиях развития.
У участников опроса поинтересовались, являются ли меры правительства стран-участниц ЕАЭС достаточными для продвижения евразийской идентичности. 34,4% указали на то, что работа ведется, но она безуспешна. Такое же количество опрошенных указало на то, что ни одна из стран не заинтересована в продвижении евразийской идентичности. По мнению 12,5% опрошенных, работа ведется успешно, но требует доработки. 9,4% опрошенных указали на успешность работы правительств стран-участниц по продвижению евразийской идентичности.
Несмотря на большой разброс мнений, есть отдаленная перспектива того, что по аналогии с Европейским союзом сформируется устойчивое чувство региональной идентичности.
В примерно равных пропорциях участники опроса указали на ряд возможных альтернатив развития евразийского будущего.
Треть опрошенных (31,3%) указали на то, что в будущем возможно медленное поступательное развитие в рамках существующего многополярного мира. 34,4% опрошенных указали на то, что у ЕАЭС нет будущего и регион ждет череда цветных революций, которые будут нести антиевразийский характер. 21,5% опрошенных указали на то, что в будущем ЕАЭС имеет перспективы стать одним из полюсов многополярного мира. 12,5% опрошенных затруднились с ответом.
Таким образом напрашивается вывод о том, что евразийская региональная идентичность не может и не должна ставится во главу угла стратегии формирования ЕАЭС, при этом сформированное чувство общности станет хорошей основой для развития бизнес инициатив, восприятия проводимых политик и инициатив.
Полученные данные позволяют говорить о необходимости активизации инструментов «мягкой силы». Причем фундамент уже сформирован и обусловлен постсоветской идентичностью, которая превалирует как основа для понимания региональной общности граждан, проживающих на пространстве ЕАЭС. Проведенный экспресс-опрос и его результаты позволяют сделать прогноз насчет того, что общая политика исторической памяти при ее грамотном развитии и продвижении позволит эффективно работать над развитием региональной евразийской общности.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Ригины Сысоевой. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.