Русские философы в своих трудах сформулировали понятия, которые сегодня можно встретить на телевидении или в СМИ. НИИРК публикует аналитическую статью стажера Института Ивана Соболева в рамках рубрики «Классика русской философии и современный мир», в новом тексте автор рассказывает о влиянии идей Георгия Плеханова.
Русская философия и в прошлом, и современными исследователями часто воспринимается как отражение и развитие философии западной. Наши мыслители-самоучки, зачастую без академического образования, перенимали и пытались самостоятельно осмыслить передовые социально-политические идеи ведущих стран Европы. В связи с этим русской философии часто недоставало фундаментальности: в России не было крупных школ мысли, свойственных истории развития западных идей еще с античных времен.
Однако в случае с марксизмом это дало противоположный результат. Уникальное восприятие учения Маркса и Энгельса в конце XIX – начале XX веков, характерное для русских философов, оказалось столь удачным, что его идейные воплотители впервые в истории пришли к государственной власти. Одним из видных основателей русского марксизма был революционер и социал-демократ Георгий Плеханов. В этой статье мы рассмотрим учение Плеханова, его вклад в развитие теории марксизма, а также проследим, как концепции русского философа созвучны идеям современных социалистических теоретиков.
Пролетариат вместо крестьянства
В 80‑х годах XIX века Плеханов оказался в эмиграции после ареста народнической организации «Черный передел». В Швейцарии у мыслителя, начинавшего свой политический путь как народник, происходит кардинальный сдвиг убеждений. Он разочаровывается безрезультатностью народничества и, не видя никаких перспектив у этого движения, становится марксистом.
В 1883 году он пишет свою знаменитую работу «Социализм и политическая борьба», в которой излагает свою программу будущего исторического развития России.
Прежде всего русский философ обвиняет народников в том, что они в упор не замечают изменений русского общества, произошедших после освобождения крепостного крестьянства. За двадцать с лишним лет после реформы новое сословие свободных земледельцев не проявило своего политического потенциала, крестьянская община начала медленно распадаться, превращаясь в атавизм общественного устройства. С другой стороны, Плеханов отмечает тенденцию к развитию капиталистических отношений в России, рост промышленности, увеличение числа рабочих из-за притока бывших крестьян в города.
Все это убеждает мыслителя в невозможности социалистической революции в России в обозримом будущем. Этой своей позицией он вступает в непрямую дискуссию прежде всего с гегельянцем Александром Герценом, который видел в крестьянской общине возможность для России перескочить в социализм, минуя этап капиталистических отношений. Однако согласно учению Маркса, развитие общества является закономерным процессом, в котором есть чётко определенные этапы. И именно буржуазные отношения создают все необходимые предпосылки для перехода к стадии социализма: широкомасштабное развитие промышленности, рост численности пролетариата, повышение уровня грамотности и культурного развития нации.
Поэтому Плеханов видел исторический путь России как повторение пути западных стран, в которых уже прошли буржуазные революции. Русское общество должно сперва точно так же осуществить переход от древнего феодального строя к современному капиталистическому.
И авангардом в этом обновлении будет выступать не сословие крестьян, а совершенно новый социальный слой трудящихся – пролетариат. Убежденность Плеханова в силах рабочего класса роднит его с другими левыми мыслителями, в том числе с современными неомарксистами.
Современная теория класса
Понятие класса – изобретение европейской социальной теории, обязанное своему рождению двум революциям: с одной стороны, Великой французской революции, с другой – развитию политэкономии Английской промышленной революции. Со временем представление о классах, сложившееся в марксистской доктрине как явление сугубо европейской политической жизни, стало моделью для всего современного мира.
После исследований опыта Октябрьской революции и особенностей социалистических режимов по всему миру во второй половине ХХ века многие мыслители марксистского толка стали более скептично относиться к экстраполяции европейской концепции класса на другие части света. Понемногу этот термин утратил свои былые революционные коннотации и стал общепринятым и незаменимым в теоретической и прикладной социологии для оценки вертикальной и межпоколенной социальной мобильности.
Но уже в XXI веке американский социолог Эрик Олин Райт реабилитирует статус марксистского классового анализа в академической социологии. В статье «Подходы к классовому анализу» Райт выделяет несколько типов вопросов, при ответе на которые учёные и философы пользуются концепцией класса. Среди них вопросы неравенства: как объективно распределено материальное неравенство между людьми? Что объясняет неравенство жизненных шансов и стандартов жизни? Другой тип – вопросы общественных конфликтов и исторического развития: какие социальные разногласия вызывают открытые конфликты? Как следует объяснять историческую организацию общественного неравенства?
Марксисты в первую очередь ищут ответ на другой вопрос – вопрос эмансипации и подавления эксплуатации в капиталистическом обществе. Условием уничтожения угнетения для марксистских мыслителей является классовая борьба буржуазии и пролетариата, в ходе которой оба класса совместными усилиями могут построить социализм.
В этом компромиссном подходе неомарксисты отличаются от своих непримиримых классических предшественников. Но, как это ни удивительно, уже в конце XIX века Плеханов приходит к схожему выводу относительно взаимоотношений буржуа и пролетария.
Двухступенчатая революция
На первый взгляд, признание Плехановым социалистической революции делом отдаленного будущего ставило его в тупик, поскольку делало преждевременным всё учение марксистов. И чтобы выйти из этого затруднения Плеханов создаёт концепцию двухступенчатой революции. По мысли философа, ближайшая русская революция неизбежно будет буржуазной, и буржуазия окажется в авангарде изменений. Но пролетариат должен поддержать капиталистов в этих преобразования, поскольку без предварительных изменений не совершить финального шага к социализму.
Буржуазная революция разрушит остатки старого строя в виде крепостничества и самодержавия, что приведет к развитию капитализма и пролетариата. В условиях нового республиканского строя рабочий класс получит политические и гражданские свободы, что даст ему возможность полноценно участвовать в организации государства. Наконец, благодаря распространению образования у пролетариата сформируется классовое сознание, необходимое для перехода к новой формации.
Но к этой буржуазной идиллии, по мнению Плеханова, рабочий класс должен подходить уже подготовленным, то есть консолидированным и осознающим свои интересы и цели. Это станет главным отличием в развитии России от западных стран, где неготовые народные массы после революций оказались в подчинении крупного капитала. Соответственно, первоочередной задачей русских социал-демократов Плеханов считал создание организации, отстаивающей интересы рабочих и развивающей в них классовое сознание. Пролетарии должны осознать, что буржуазия является их тактическим союзником в процессе перехода к капиталистической формации, но после этого рабочий класс должен суметь защититься от нападок на свою свободу.
Заключение
Итак, Георгия Плеханова по праву можно считать отцом русского марксизма. Именно его видение перехода к социализму в России предопределило то, какими были взгляды большевиков и их воплощение в октябре 1917 года. Классовая теория Плеханова для начала ХХ века была новаторской и предлагала уникальное прочтение марксизма. Его наследие не утратило своей актуальности и в настоящее время – сегодня те же самые идеи стали основными в левой академической среде.