*Полный текст статьи опубликован в сборнике «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности. Материалы VII международной научно-практической конференции (16 — 30 мая 2023 года)»
Метод стратегического планирования эффективно применялся в Советском Союзе не только в сфере экономики, но и в других сферах деятельности государства, в том числе и в работе Министерства Иностранных Дел. Вполне достойный пример успешного использования стратегического планирования в государственном управлении и в менеджменте корпораций демонстрируют США, Япония, Южная Корея, КНР и другие страны. Современное российское руководство также демонстрирует потребность в предвидении будущего мирового развития, места и роли нашей страны в формирующемся мироустройстве. От аргументированных выводов и заключений, сформулированных на основании прогнозов, зависит принятие выверенных решений, реализуемых в практических мерах внутреннего и внешнеполитического характера.
В России с начала 90‑х годов прошлого века было опубликовано несколько заслуживающих внимания прогностических исследований, содержащих элементы стратегического планирования. Однако, эти работы в основном носили предметно-тематический характер. В этот период под руководством академика Е.М. Примакова, тогда первого руководителя Службы внешней разведки России, а затем министра иностранных дел и Председателя Правительства Российской Федерации, было подготовлено четыре аналитико-прогностических открытых докладов: «Новый вызов после “холодной войны”: распространение оружия массового уничтожения» (1993 год), «Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления» (1995 год), «Проблемы ратификации конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия» (1996 год) и «Проблема противопехотных мин: разоруженческие аспекты» (1998 год).
Не будет преувеличением сказать, что эти доклады заложили основу для самостоятельного направления в российской политологии, получившего название «прогностическое моделирование».
Насыщенным, с точки зрения работ прогностического характера, стал период 2000–2016 годов. Так, под руководством академика А.А. Дынкина была разработана методология долгосрочного социально-экономического прогнозирования и подготовлено несколько работ по этой тематике. Исследованию основных тенденций, формирующих облик мира на перспективу, уделено большое внимание в геополитических обзорах, подготовленных коллективом экспертов МГИМО (Университет), МИД России и ряда научных центров. Национальный исследовательский институт ИМЭМО имени Е.М. Примакова совместно с зарубежными коллегами опубликовал доклад «Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности».
Наибольшее распространение прогностический анализ получил в Соединенных Штатах Америки. Один из идеологов такого рода исследований Элвин Тоффлер подчеркивал, что «научные футурологические институты должны быть встроены, подобно узлам в неплотной технологической сети, … чтобы в любом учреждении местном или национальном был штат людей, систематически занимающихся внимательным изучением вероятного долгосрочного будущего в своей области».
Видное место среди работ такого рода заняли доклады аналитиков Национального разведывательного совета — органа Разведывательного сообщества США, отвечающего за среднесрочное и долгосрочное планирование. Один из таких докладов «Глобальные тенденции: парадокс прогресса», который готовился около четырех лет, был обнародован в конце 2016 года.
Поставив перед собой задачу «провести анализ сил и альтернатив», которые будут определять формирование мира в обозримом будущем, американские аналитики заметное внимание уделили международным вопросам, в том числе — различным аспектам внутреннего и внешнего положения Российской Федерации, сделав при этом акцент на необходимости, в интересах укрепления национальной безопасности США, недопущения роста ее влияния как субъекта международного права. Эта установка получила свое развитие в Стратегиях национальной безопасности США, которые пронизаны духом американского превосходства (America First), а Россия откровенно называется ее противником.
Идея использования стратегического планирования как уникального инструмента повышения эффективности государственного управления нашла нормативно-правовое оформление в виде указа Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», принятого 12 мая 2009 года № 536.
В последующем роль и значение стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации заметно возросли, что привело к разработке всеобъемлющего федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (июнь 2014 год). Этот закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования планирования и программирования, а также служит методологической основой для осуществления стратегического планирования всеми федеральными органами исполнительной власти, включая, разумеется, и структуру государственных и негосударственных органов внешнеполитической деятельности.
Стратегический прогноз является одним из главных документов стратегического планирования, разрабатываемый Правительством Российской Федерации в сфере прогнозирования.
Стратегический прогноз аккумулирует систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития России и основных угрозах ее безопасности, содержит поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности, оценку конкурентных позиций России в мировом сообществе, а также возможные иные положения по решению Президента и Правительства Российской Федерации.
В Стратегическом прогнозе значительный акцент делается на прогнозе внешнеполитической деятельности Российской Федерации, который представляет собой совокупность научно обоснованных стратегических целеполаганий и предположений на долгосрочную перспективу, содержащих анализ глобальных факторов, тенденций и угроз развитию мировой политической системы, оценку перспектив и потенциала двусторонних связей Российской Федерации и ее участия в многосторонних международных организациях и группировках, оценку конкурентных преимуществ и внешнеполитических возможностей для достижения стратегических национальных приоритетов и защиты национальных интересов, направлений и ожидаемых результатов внешнеполитической деятельности России.
Организация прогнозной работы в значительной, если не в основной, степени зависит от ее информационно-аналитического обеспечения. Качественные и надежные прогнозы удается разрабатывать, опираясь на разностороннюю политическую, военно-стратегическую, социально-экономическую, демографическую, экологическую и научно-техническую информацию, на достоверную и доступную статистику, на всеобъемлющие сведения о результатах деятельности государственных органов и хозяйствующих структур.
Вместе с тем, было бы наивно рассматривать новорожденную систему стратегического планирования и прогнозирования в качестве панацеи, автоматически избавляющей от всех проблем развития страны. Более того, пока преждевременно также ожидать, что воссозданное планирование будет функционировать безупречно и даст немедленный эффект в экономике, политике и дипломатии.
Сказываются и некоторые недостатки действующей системы стратегического планирования. Среди них, как представляется, наиболее ощутимы:
• слабая координация деятельности специалистов стратегического планирования на всех уровнях;
• недостаточный опыт участников стратегического планирования в работе такого характера;
• отсутствие необходимого количества квалифицированных кадров в сфере стратегического планирования;
• нерешенность ряда важных теоретических и методологических проблем стратегического планирования в российских условиях;
• отсутствие единого государственного центра управления стратегическим планированием.
В заключении подчеркнем, что термин стратегическое планирование может вызвать определенное неприятие или даже раздраженность в связи с той, как выражается наш Президент, турбулентностью, которая характеризует нынешнее состояние международных отношений. Но представляется вполне очевидным, что именно в этой ситуации становится особенно важным спрогнозировать, смоделировать, определить, спланировать наши действия по нейтрализации угроз национальной безопасности Российской Федерации на стадии их формирования.