В последние несколько лет энергодефицит в Узбекистане демонстрирует явную тенденцию роста. В целом и для других государств региона трудности энергообеспечения уже стали традиционными. Этой зимой страны Центральной Азии вновь столкнулись с проблемой нехватки электроэнергии, и, как следствие, веерными отключениями.
Для Узбекистана существует несколько сценариев выхода из сложившейся ситуации: все они потребуют значительных финансовых вложений, и не смогут быть реализованы в ближайшем будущем. Один из вариантов решения проблемы появился совсем недавно – трехстороннее сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана. Однако, внешнеполитические условия могут неблагоприятно повлиять на реализацию проекта.
Примечательно, что недостаток энергоресурсов прокатился волной и за пределами Центральной Азии. К примеру, Иран был вынужден снизить объемы экспорта газа на север Турции после приостановки поставок со стороны Туркменистана. При этом Ашхабаду пришлось сократить продажи газа и в Узбекистан, который этой зимой испытывает особые сложности в области энергобезопасности.
В январе этого года национальная компания Узбекистана «Узтрансгаз» остановила отпуск газа оптовым потребителям. Несмотря на то, что узбекистанские недропользователи сами уже практически не экспортируют газовые ресурсы, любые сокращения внешних поставок энергоносителя автоматически сказываются на потребителях. Дело в том, что на газовую электрогенерацию в Республике Узбекистан приходится почти 90% от всей выработки электроэнергии. К тому же, в начале 2023 года на это наложились и сильные для региона морозы.
Стоит отметить, что на протяжении многих лет Узбекистан поставлял газовые ресурсы в Азию. Еще недавно на тот же Китай в день приходилось около 6 млн куб. м экспортного сырья. Однако современный Узбекистан уже испытывает серьезные потребности в импорте голубого топлива. Проблема заключается в ощутимом увеличении емкости рынка и попутном сокращении объемов добычи. Для сравнения, в 1991 году в Узбекистане добывалось более 60 млрд куб. м газа. В прошедшем 2022 году показатель составил 52 млрд куб. м.
Одновременно с этим в стране высокая динамика прироста населения. Если 30 лет назад в республике насчитывалось 20 млн человек, то сегодня численность населения превышает 36 млн.
Конечно, сказываются и волны индустриализации экономики республики. Масштабные программы в этом отношении были инициированы при Исламе Каримове. Действующий глава государства Шавкат Мирзиёев также продолжает эту политику с учетом формирования производственных кластеров в «продвинутых» отраслях. Уже сегодня на внутреннем рынке бытовой техники Узбекистана доминируют отечественные производители. Развитие производственных мощностей автоматически предполагает повышение роли генерирующих и сетевых энергокомпаний. И здесь Узбекистан пока стагнирует.
Основные фонды снабжающих организаций признаются истощенными, из-за чего тепло и сам энергоноситель зачастую поставляются с большими потерями. Ряд узбекистанских чиновников считают, что решить эту проблему может приватизационный механизм. Сегодня энергосистема страны представлена государственной монополией, в связи с чем энергетическому рынку страны не достает частных инвестиций. С другой стороны, государственный механизм хозяйствования не отрицает возможностей применения инструментов государственно-частного партнерства. Иными словами, разгосударствление компаний энергетического сектора является лишь одним из возможных путей модернизации. Другой путь – стимулирование частных инвестиций со стороны государства самыми разными преференциями и льготами.
Варианты развития энергосистемы Узбекистана
Тем не менее, в вопросах оздоровления энергосистемы государства модернизация сетевой инфраструктуры не является панацеей. Необходимы сами энергоресурсы и новые генерирующие объекты. Многолетнее увеличение энергоемкости рынка Узбекистана требует или наращивания добычи энергоресурсов для внутреннего потребления, или их импорта. Но первый вариант в текущих условиях невозможен. Барьером является истощение запасов природного газа на месторождениях. Стоит отметить, что возможна более глубокая выработка действующих скважин. Однако для этого требуются уже другие технологии, а значит добываемый газ станет непомерно дорогим.
В случае с импортом энергоносителей у Республики Узбекистан тоже есть несколько сценариев дальнейших действий. Первый заключается в наращивании закупок в соседних Туркменистане и Казахстане. При этом Ашхабад не склонен заключать долгосрочные контракты на поставки газа, и настаивает на годовых договоренностях. С таким подходом Туркмения выигрывает ценовую гонку, не ограничивая себя длительными обязательствами. Казахстан, в свою очередь, испытывает примерно аналогичные с Узбекистаном проблемы энергетической отрасли. Собственные действующие месторождения близки к полной выработке, и Астане не хватает ресурсов для внутреннего рынка.
Второй сценарий для Республики Узбекистан открылся окном возможностей совсем недавно. Речь о трёхстороннем сотрудничестве России, Казахстана и Узбекистана. В сложившейся геополитический ситуации у России достаточно газа для экспорта и в Центральную Азию, и в Китай, и, потенциально, на самый юг евразийского континента.
При этом для Москвы важны транспортировочные транзитные мощности, которыми частично уже обладают Узбекистан и Казахстан. В средне- и долгосрочной перспективе этот вариант взаимодействия выгоден всем сторонам
Помешать этому может только внешний политический фактор и давление западных игроков на центральноазиатских партнеров России.
Стоит отметить, что для Узбекистана существует и третий вариант решения проблемы энергодефицита. Страна располагает внушительным показателем разведанных запасов газа. По приблизительным оценкам их количество составляет около 40 годовых объемов потребления страны (19‑е место в мире по запасам). Однако важно понимать, что разработка новых месторождений – это трудоемкий, затратный и весьма длительный процесс. Даже при условии максимальной либерализации условий деятельности иностранных добывающих корпораций, выгоды для внутреннего рынка от разработки новых месторождений проявятся через десятилетия. Конечно, процесс освоения уже разведанных ресурсов Узбекистану необходим. Тем не менее, он вполне органично вписывается в параллельную реализацию трехстороннего проекта энергетического сотрудничества с Россией и Казахстаном. Иными словами, наиболее предпочтительный вариант для Ташкента заключается в комбинации газового соглашения «Россия-Казахстан-Узбекистан» и постепенной разработкой собственных запасов.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст Алексея Чекрыжова. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.