Российско-германские отношения, особенно в период украинского кризиса 2014–2022 годов, являются актуальным объектом исследования, так как кризис привел к охлаждению отношений между Москвой и Берлином. При этом внешняя политика Германии в этот период стала соответствовать подходу США, который заключался в попытках дестабилизации России, в том числе, и через экономические санкции.
Предыстория
Российско-германским отношениям всегда уделялось большое внимание. Оба государства образовались почти одновременно, и буквально с самого начала своего существования, заложили основы дальнейшего сотрудничества. Уже в 1990‑х годах ФРГ стала крупнейшим партнером России среди стран Евросоюза и Запада, а политическое и экономическое значение Германии в ЕС сделало отношения чрезвычайно ценными для российской стороны.
В настоящее время нормативно-правовая база российско-германского сотрудничества включает в себя более трех десятков различных соглашений и договоров, почти все из которых, являются действующими. Кроме документов, регулирующих политические и экономические связи, были заключены и культурные соглашения. В начале 2000‑х годов страны провозгласили курс на «Стратегическое партнерство», во время которого интенсивно развивались экономические, политические связи, проводились межгосударственные консультации.
В 2001 году стороны утвердили российско-германский форум «Петербургский диалог», который способствовал установлению взаимопонимания стран и сближению народов.
Также стороны взаимодействовали в рамках программы «Глобального партнерства» от G‑8. За время сотрудничества были построены заводы по уничтожению химического оружия, заключено соглашение о транзите военных грузов ФРГ через территорию России, предпринимались меры по установлению безвизового режима с Россией и странами ЕС при поддержке Германии.
Причины свертывания «Восточной политики»
Однако, такое добрососедство не могло существовать продолжительное время, хотя бы, потому что ФРГ является аванпостом НАТО в центральной Европе, и, хотя бы, потому что новая общенациональная немецкая идентичность стремится к универсализму, проамериканским ценностям и демократическим идеалам Евросоюза. Свою роль в свертывании Ostpolitik сыграло множество факторов, некоторыми из которых являются мюнхенская речь Владимира Путина 2007 году; российско-грузинская война 2008 году; избрание Владимира Путина президентом в 2012 году; смена поколений во внешней политике ФРГ, что привело к утрате интереса к России; потеря связей и многое другое.
С момента начала украинского кризиса Германия не просто была частью коллективного давления Запада на Россию, но и лидером и координатором санкционной политики в ЕС.
На протяжении 2014–2015 годов, на фоне украинского кризиса, происходило постепенное ухудшение отношений между государствами. Знаковым событием стало выступление Ангелы Меркель в Бундестаге 26 ноября 2014 года, когда она раскритиковала политику России на украинском направлении, и заявила, что «действия РФ ставят под вопрос мировой порядок в Европе и нарушают международное право». Также, канцлер отметила, что «присоединение Крыма и участие России в боях в Луганской и Донецкой областях не могут быть оправданы и экономические санкции в отношении России будут неизбежны». 6 июня 2014 года на основе Женевской встречи министров иностранных дел от 17 апреля 2014 года был сформирован так называемый «Нормандский формат» для разрешения внутриукраинского кризиса. Нужно отметить, что в его рамках Германия старалась стать той посреднической силой, которая способствовала бы налаживанию отношений между Россией и Украиной, однако, при этом Берлин навязывал Москве собственное видение, заключавшееся в том, что именно Россия является основным виновником конфликта.
Отношения после 2014 года
Страны оказались в трудной ситуации: экономические издержки государств росли, но политическая риторика, высказываемая элитами, говорила о конфронтации. Так, состоялась встреча главы немецкого концерна Siemens Джо Кэзера и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, буквально после нескольких дней со встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным, где она заявила:
«Вы должны понимать наши политические интересы. Мы действуем в рамках НАТО, а не как отдельная страна».
Из этого можно сделать вывод, что принцип евроатлантической солидарности в украинском кризисе был гораздо важнее, чем потенциальные экономические дивиденды от Москвы.
В первой половине февраля 2022 года Олаф Шольц совершил три важных для отношений с Россией инаугурационных визита в Вашингтон, Киев и Москву. В ходе двух первых встреч ему удалось отстоять свою позицию в отношении Северного потока‑2. Несмотря на оказанное на него давление, он не стал делать заявления о готовности ввести санкции против СП‑2 и подтвердил отказ поставлять вооружение Украине. Олаф Шольц, подчеркнув необходимость следовать дипломатическим усилиям в разрешении конфликта вокруг Украины и использовать для этого существующие форматы (Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, Нормандский формат), возвратился к вопросу о геноциде, затронутому на пресс-конференции в Москве, назвав озвученную Президентом РФ позицию «смехотворной» — по крайней мере, так это слово было переведено в прямом эфире на немецкий с английского, на который во время ответов на вопросы перешел канцлер.
Таким образом, уровень доверия между странами был подорван. Санкции и ухудшение экономический связей, являвшихся пластом отношений, стали главными проблемами в двусторонних отношениях.
Бывший руководитель постоянного представительства Германии в НАТО, Эккехард Брозе, в статье «О необходимости корректировки позиции Германии по украинскому кризису», сказал, что в отношениях с Москвой Берлин вынужден ориентироваться на позицию Вашингтона. И именно поэтому и отсутствует какая-либо дипломатическая гибкость и попытки найти компромисс.
Однако, несмотря на ухудшение отношений, стороны продолжали активное сотрудничество на всех уровнях. Лидеры стран неоднократно заявляли о возвращении к близким отношениям в долгосрочной перспективе. Так, Берлин выступил за наделение Донбасса особым статусом по следующей формуле: «в день выборов на Донбассе — предоставление особого статуса на временной основе, а с момента публикации отчета ОБСЕ по итогам выборов — на постоянной». Это назвали «формулой Штайнмайера», и Россия поддержала эту инициативу, однако Украина так и не смогла выработать план реинтеграции территорий.
Итоги
Украинский кризис и дальнейшие события не просто повлияли на переформатирование российско-германских отношений, но и привели к невиданной в постбиполярный период военно-политической и экономической консолидации Запада, сворачиванию германо-российского межгосударственного диалога при параллельном повышении роли международных объединений в выработке единого курса по отношению к Москве. Страны потеряли доверие из-за непредсказуемости немецкой стороны; началась информационная война и негативное восприятие российского имиджа в Германии; экономические интересы подчинялись политическим мерам из-за введения взаимных санкций. Все это продолжалось на протяжении с 2014 по 2022 год.
Эккехард Брозе предложил тезисы по урегулированию отношений Германии и России, в которых главным было: смягчить экономическую блокаду и политическое противостояние, чтобы избежать дальнейшей эскалации напряженности; пересмотреть взаимоотношения с украинским руководством и более жестко вести с ними переговоры; создать германо-российско-украинскую комиссию для контроля над ситуацией на промышленных и энергетических объектах, чтобы уменьшить риск экологической угрозы в регионе; прекратить помощь украинским националистическим организациям, чтобы избежать политических рисков.
Стало понятно, что отношениям Германии и России предстоят серьезные испытания. 22 февраля Брюссель заявил о продолжении работы над санкционным пакетом и готовности наполнить его еще более жесткими ограничительными мерами. Олаф Шольц отозвал отчет Федерального сетевого агентства о безопасности 3 и 4 ниток морского газопровода, направленного министерству климата и энергетики, и сообщил о своем решении остановить процесс сертификации СП‑2. Восточный комитет германской экономики заявил о переносе предполагавшейся в начале марте встречи с российским президентом. Несмотря на значительные ухудшения отношений между странами и экономические последствия, ФРГ не может заявить о полном крахе отношений между государствами. Партнерство и стремление к сотрудничеству остаются важным направлением для Германии в отношениях с Россией.
Список источников и литературы:
- Abkommen zwischen der Regierung der Bundesrepublik Deutschland und der Regierung der Russischen Föderation über das Erlernen der deutschen Sprache in der Russischen Föderation und der russischen Sprache in der Bundesrepublik Deutschland vom 9. Oktober 2003. URL: https://germania.diplo.de/blob/1264752/80cc2c005f8cca21e8c76b7b66e4bc3e/1992-abkommen-kultur-data.pdf
- Abkommen zwischen der Regierung der Bundesrepublik Deutschland und der Regierung der Russischen Föderation über jugendpolitische Zusammenarbeit vom 21. Dezember 2004. URL: https://germania.diplo.de/blob/1242138/4ac930112bb0d8c01e79d087e19509c2/2004-abkommen-jugend-data.pdf
- Bekanntmachung des deutsch-russischen Abkommens über kulturelle Zusammenarbeit vom 8. Juli 1993. URL: https://germania.diplo.de/blob/1264752/80cc2c005f8cca21e8c76b7b66e4bc3e/1992-abkommen-kultur-data.pdf.
- Nato denies Georgia and Ukraine [англ.]. [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/7328276.stm
- O. Kühn. Generaldebatte im Bundestag: Merkel greift Putin an. – 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/generaldebatte-im-bundestag-wagenknecht-kritisiert-angela-merkel-13287310.html
- S. Mekhennet. Scholz says response to Russia will be “united and device” if Ukraine is invaded [англ.]. [Электронный ресурс] URL: https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/02/06/scholz-interview-germany-ukraine/
- Vertrag über gute Nachbarschaft, Partnerschaft und Zusammenarbeit zwischen der BRD und der UdSSR, 9. November 1990 // Presse- und Informationsamt der Bundesregierung, Bulletin Nr. 133, 15.11.1990, S.1379–1382. URL: https://www.chronik-der-mauer.de/material/180429/vertrag-ueber-gute-nachbarschaft-partnerschaft-und-zusammenarbeit-zwischen-der-brd-und-der-udssr-9-november-1990.
- Иванова Т.И. «Петербургский диалог»: становление и развитие (2001- 2004 гг.). // Запад-Восток. Научно-практический ежегодник. № 2. — 2009. — С. 106–113;