Казахстан ожидает очень насыщенный в политическом плане год. В январе прошли выборы в Сенат, поэтому его обновленный состав — один из этапов, которые предстоит пройти Казахстану, на пути формирования справедливого государства, способного обеспечить гражданам весь набор благ и социальных гарантий.
Немного о новых сенаторах: из 20 вновь избранных, 16 выбраны впервые. Среди новых сенаторов— 3 женщины, 17 мужчин. Средний возраст сенаторов составляет 53,8 года. В профессиональном плане в новом составе Сената пятеро секретарей соответствующих маслихатов, шестеро являются бывшими акимами или заместителями, есть руководители управлений акиматов. Два вновь избранных сенатора представляют сферу образования на региональном и республиканском уровне.
После того, как Президент Токаев подписал указ о роспуске Мажилиса Парламента, пусть и на короткий срок, роль сената серьезно возрастает. До избрания нового состава Мажлиса процесс принятия законов и внесения поправок в Конституцию Казахстана будет в руках обновленного состава сената.
Выборы пройдут по новым правилам, которые отражают политические реформы в стране. В период с 2019 года Казахстан прошел фактически через 5 серий политических реформ. Изменения коснулись законодательства о политических партиях, выборах. Системные изменения потребовали реформ и в избирательной системе. Измененная в ходе референдума Конституция вернула в избирательный процесс элементы мажоритарной системы. В этом электоральном цикле 29 депутатов Мажилиса Парламента пройдут по одномандатным округам, это почти 1/3 палаты, и ее казахстанцы будут избирать напрямую.
Допуск к участию в работе маслихатов также получат одномандатники. У областей, городов республиканского значения и столицы депутаты будут избираться 50/50: половина по округам, половина по партийным спискам. В других населенных пунктах составы маслихатов будут избираться по округам полностью. На местах граждане получат уникальный шанс привести в систему управления конкретных людей.
По аналогии с президентской компанией в бюллетень для голосования будет включена строка «против всех». На прошедших выборах голоса в этой графе отдали около 5% избирателей, то есть они не поддерживают как кандидатов, так и политические партии.
Еще одной новацией является понижение избирательного порога для политических партий до 5 %. Эта мера позволит дать шанс политическим партиям пройти как в Мажлис, так и маслихаты страны. То, как пройдет данная избирательная компания в итоге покажет, насколько высоки шансы Казахстана к развития реального политического разнообразия.
Появление новых партий стало возможным благодаря изменению законодательства, которое теперь предоставляет возможности регистрации с 5 тысячами сторонников. Такой возможностью воспользовались новые политические партии: «Байтақ» и «Respublica», которые прошли официальную регистрацию в Министерстве юстиции.
С одной стороны, в пользу этих партий может сыграть «эффект новичка». Часть электората, которая устала от действующих политических партий, вполне может проголосовать за новые структуры. Стоит упомянуть, что как инициативная группа «Байтақ» известна примерно с 2019 года. А вот «Respublika» – проект новый, и вполне вероятно, что ему может не хватить времени в полной мере развернуть избирательную кампанию и набрать целевой электорат. Хотя, если проанализировать избирательные списки «Respublica», можно сделать вывод, что во власть хочет войти средний класс, достаточно молодые, но успешные представители бизнеса.
Если обратить внимание на стратегии опытных игроков, таких как «AMANAT», то можно видеть определенные изменения. Так в его списках появились государственники, такие как Ерлан Кошанов, Ерлан Саиров и другие. Это показывает, что партия меняет модель управления на коллективистскую. Просматривается намерение строить свою работу в увязке с региональными лидерами, которые становятся таковыми в процессе работы. С учетом опыта, организованности, ресурсной базы победа «AMANAT» представляется наиболее вероятной.
Вторыми, скорее всего будут представители «Акжол». Несмотря на серьезные репутационные потери, партия достаточно последовательна, у нее есть узнаваемый актив. К остальным партиям пока есть вопросы.
Есть определенные опасения в части того, насколько успешной будет компания со стороны Народной партии Казахстана, так как кандидатуры от партии вряд ли привлекут избирателя.
Список партии «Ауыл» возглавили Жигули Дайрабаев и Каракат Абден, участники последней президентской кампании. Их еще помнят граждане, это, вероятно, позволит получить дополнительные голоса.
Уверен, что по итогам выборов граждане Казахстана смогут увидеть новый Парламент, который будет активным участником политического процесса. Как известно, в спорах рождается истина и оживленные дискуссии в нынешних условиях нужны Казахстану, чтобы сформировать открытую, работающую на благо граждан систему управления. От электоральной активности казахстанцев будет зависеть, насколько объективно и справедливо пройдут выборы.
При всем наборе оптимистических ожиданий, можно говорить, что предвыборная кампания носит достаточно скоротечный характер. Новые партии вошли в электоральный цикл практически в последний момент. Что касается одномандатников, так тут достаточно сложно увидеть более или менее проработанные программы.
Высока вероятность того, что Казахстан ждет всплеск популистской риторики. Также нельзя сбрасывать со счетов, что после выборов в информационном поле можно будет наблюдать разного рода скандалы и обвинения по поводу низкой легитимности одномандатников.
Но пройти через это придется, выборы станут необходимым этапом тестирования на устойчивость и работоспособность обновленной партийной и электоральной системы.
Грядущие выборы будут проходить в пространстве постепенного переформатирования политической системы Казахстана. И очень хочется надеяться на то, что в меняющееся политическое поле по итогам выборов придет региональная экономическая элита. Для республики это «окно возможностей», и наряду с рисками популизма, есть определенная вероятность того, что региональное «лобби» поможет в развитии регионов. Отметим, что региональные диспропорции серьезно влияют на общественную и социальную ситуацию, выступая триггерами недовольств и возмущений.
Кроме того, Казахстану необходим новый инструмент рекрутирования элит. До последнего времени государственная служба была единственным входом, что неправильно. В итоге было практически полностью выхолощено поле публичной политики. Сейчас видно, как пусть небольшими шагами, но общественники начинают не бояться публично выражать свои мысли, обращаться к народу, и придавать новый смысл коммуникациям между властью и гражданами.