RU | EN

Национальный Исследовательский Институт Развития Коммуникаций

Западное приграничье России: между сотрудничеством и взаимодействием
Михаил Чернышов
к.э.н., советник НИИРК

Новые внешнеполитические реалии 2022 года снова разделили мир «санкционным занавесом». Многолетнее сотрудничество российских регионов с рядом соседних стран сменилось на взаимодействие. Остановленные проекты, закрытые шлагбаумы, обстрелы и диверсии в ряде случаев пришли на смену грантам, форумам и фестивалям. Сегодня западное приграничье России находится в неустойчивом взаимодействии: мы видим дружеские и союзнически настроенные Беларусь, Донецкую и Луганскую народные республики, недружественный Европейский союз с его антироссийскими санкциями, а также враждебную Украину с авиационно-ракетными атаками по российской территории.

Данная статья посвящена анализу социально-экономического положения и тенденций развития ряда приграничных и трансграничных субъектов Российской Федерации в контексте изменения форматов межрегионального и приграничного сотрудничества.

География

Поскольку протяженность государственной границы России превышает 60,9 тыс. км (из которых 63,7% — по морю, 12,5% — по суше, 23,8% — по рекам и озерам), то большинство субъектов РФ различным образом взаимодействуют с сопредельными странами. Непосредственно пограничными являются 50 российских регионов.

Стратегией пространственного развития России на период до 2025 года выделены геостратегические территории РФ (далее – ГСТР). Они подразделяются на приоритетные и приграничные.

К приоритетным ГСТР отнесены эксклавы (Крым, г. Севастополь, Калининградская область), регионы Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, территории Арктической зоны (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, отдельные муниципальные образования республик Карелия, Коми, Якутия, Архангельской области, Красноярского края, земли и острова в Северном Ледовитом океане). Приграничные ГСТР разделены на четыре части: граничащие со странами Европейского союза (Ленинградская область), Евразийского экономического союза (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тюменская и Челябинская области), с другими странами (республики Алтай и Тыва, Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Курская и Ростовская области), со странами Евросоюза и ЕАЭС (Псковская и Брянская области).

Всего в РФ насчитывается 856 приграничных муниципальных образований (190 муниципальных районов, 37 городских и 596 сельских поселений, 33 городских округа), более 10 тыс. муниципалитетов входят в состав приграничных субъектов РФ и имеют правовые возможности для участия в приграничном сотрудничестве, 330 городов РФ имеют побратимские связи с более чем 1,6 тыс. зарубежных муниципальных образований.

Таким образом, география приграничного взаимодействия имеет обширную протяженность, глубину, нуждается в развитой нормативно-правовой базе и научно-обоснованных системных решениях.

Вместе с тем, имеющееся деление ГСТР не учитывает обострение международной политической обстановки, вызванной проведением Россией специальной военной операции на Украине. На наш взгляд, требуется уточнение к классификации групп ГСТР, в том числе приграничных.

Правовая основа

Актуальность особого подхода к социально-экономическому развитию российских приграничных регионов обозначилась после возвращения в состав РФ Республики Крым и г. Севастополь. После 2014 года формировалась новая нормативно-правовая база регионального развития, в том числе для приграничных регионов. В 2015 году принята Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В 2017 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества». В 2018 году утверждены новые Основы государственной пограничной политики РФ. В 2020 году Правительством РФ утверждена Концепция приграничного сотрудничества, раскрывающая вопросы приграничной торговли, создания трансграничных производственных кластеров, реализации совместных инвестиционных проектов, сотрудничества в гуманитарной сфере.

В современных условиях возникает необходимость правовой проработки особого приграничного режима для государств-сателлитов. Пока Россия граничила лишь с Республикой Южная Осетия с населением около 50 тысяч человек и микроскопической экономикой (ВВП менее $100 млн), данная проблема решалась в ручном режиме. Но признание Россией ЛНР и ДНР (с суммарным населением около 4 млн. человек и $18 млрд ВВП) актуализирует поиск таких внешнеэкономических режимов взаимодействия, которые выводили бы из под рисков вторичных санкций партнеров РФ по ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению).

Экономика и демография

Главный показатель благополучия той или иной территории – количество и качество ее жителей. Как мы видим на рисунке 1, в большинстве регионов западного приграничья за последние 60 лет демографическая ситуация остается сложной. Лишь в Ленинградской, Калининградской и Белгородской областях наблюдается позитивная демографическая динамика, в остальных регионах — убыль населения. В Псковской и Мурманской областях демографическое положение наиболее сложное. Во всех областях растет доля населения старше трудоспособного возраста, наиболее критичная динамика — в Карелии, Мурманской и Калининградской областях.

Анализ миграционной ситуации показывает схожую тенденцию. Сравнение коэффициента миграционного прироста (на 10 тысяч жителей) в приграничных регионах (рисунок 2) показывает, что у Ленинградской и Калининградской областей наблюдается высокий уровень миграционного прироста населения (168 и 101). У Белгородской и Курской областей показатели выше среднероссийских, но если у Курской области ситуация после 2011 года сменила вектор с негативного на позитивный, то Белгородская область за 20 лет снизила показатель прироста в 4 раза. Воронежская область, которая до 2019 года показывала высокий уровень миграционного прироста (в среднем 48), в 2020 году показала падение в 14 раз. Псковская область долгое время имевшая отрицательный показатель миграции лишь в 2019 году получила положительный миграционный прирост, схожее неустойчивое положение и у Брянской области. У Карелии и Мурманской области на протяжении двух последних десятилетий устойчивая отрицательная миграция. Смоленская область показывает неустойчивую динамику, хотя в некоторые годы имела хороший миграционный прирост.

По уровню средней заработной платы (рисунок 3) лишь «северная» Мурманская область превосходит среднероссийский уровень. Большинство регионов имеет уровень заработной платы чуть выше 30 тысяч рублей. Это примерно как в Белоруссии и на Украине. В странах Евросоюза зарплаты выше, в Финляндии почти в 6 раз выше, чем в Карелии. Жители Калининградской и Псковской областей получают в 2–3 раза меньше, чем соседи из Евросоюза. По среднедушевым доходам населения ситуация лучше у Мурманской области, чуть хуже у Ленинградской, Белгородской областей и Карелии. Хуже всех – у Псковской области.

По уровню экономического развития (таблица 1, соотношение валового регионального продукта на душу населения к среднероссийскому уровню) можно выделить три группы. В Мурманской, Ленинградской и Белгородской областях этот показатель выше или близок к среднероссийскому. В Смоленской, Брянской и Псковской областях отставание составляет примерно 2 раза. В остальных регионах показатели примерно составляют 70–80 % от среднего по стране. Ни один из приграничных регионов не может полноценно конкурировать за квалифицированную рабочую силу с ближайшими центрами притяжения — Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны, странами Евросоюза – с другой. Вместе с тем, западные приграничные регионы России находятся примерно на одном уровне развития с соседними регионами Белоруссии, Украины, ЛНР и ДНР.

Анализ состояния финансово-бюджетной сферы приграничных регионов (таблица 2) показывает, что собственных ресурсов для развития регионам не хватает. Регионов-доноров нет. Больше всего дотаций получают из федерального бюджета Брянская, Псковская, Калининградская области (половину или больше доходов бюджета) и Карелия (около 40%).

В целом, западное приграничье России представлено регионами со средним или низким демографическим, инвестиционным и бюджетным потенциалом. Это обуславливает необходимость специальных мер государственной поддержки проектов развития со стороны федерального центра.

Юго-западное приграничье

В настоящее время наиболее проблемным участком можно назвать регионы юго-западного приграничья России, куда входят Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская и Ростовская области, Краснодарский край (по морю), Республика Крым и г. Севастополь.

В связи с обстрелами, диверсиями, атаками украинских беспилотников и вертолётов был введен повышенный уровень террористической опасности в Брянской, Курской и Белгородской областях, в некоторых районах Воронежской области, Республики Крым и Краснодарского края.

На основании сообщений российских СМИ можно отметить, что в наибольшей степени от терактов и диверсий пострадали Белгородская область (атака многоквартирных домов в г. Белгороде, ракетно-артиллерийский обстрел сёл Безымено, Головчино, Журавлёвка, Нехотеевка, Никольское, Солоха, Середа, Сподарюшино, Хотжымск, атака вертолётов Ми-24 нефтебазы «Роснефти» в г. Белгороде, подрыв железнодорожных путей в Шебекинском районе, сход с рельсов товарного поезда на станции Крейда), Брянская область (атака вертолётов на жилые дома в посёлке Климово, обстрел автомобильного пункта пропуска «Новые Юрковичи», миномётный обстрел посёлков Белая Берёзка и Суземка, сел Займище и Случовск, пожар на нефтебазе «Транснефть-Дружба» в г. Брянске, взрыв перед грузовым поездом на железнодорожных путях на перегоне «Робчик-Песчанка» в Унечском районе), Ростовская область (ракетный обстрел военного аэродрома в г. Миллерово, пожар на Новошахтинском нефтеперерабатывающем заводе, падение беспилотника на частный дом в г. Таганроге) и Курская область (обрушение моста на железнодорожном участке «Суджа-Сосновый Бор», миномётный обстрел приграничных сел Алексеевка и Дроновка, поселка Тёткино). На середину июля 2022 г. от террористических атак со стороны Украины в приграничных регионах России погибло 22 человека, разрушены жилые дома, повреждены техника, мосты, железнодорожные пути, сгорело 3 нефтехранилища.

Украинскими националистами и белорусскими оппозиционерами из «BYPOL» ведется рельсовая война в Беларуси. Так в Брестской, Гомельской и Могилевской области было уничтожено сигнальное оборудование, заблокированы железнодорожные пути, с целью срыва перевозок предпринимаются регулярные кибератаки.

Таким образом, приграничный характер ряда российских регионов обусловил повышенные риски для жизни и здоровья граждан, а также для ведения хозяйственной деятельности юридическими лицами. На наш взгляд, это требует от государства специальных мер по поддержке населения и бизнеса на данных территориях.

Регионы предпринимают некоторые шаги по стабилизации социально-экономического и общественно-политического положения.

Например, в Курской области создан региональный штаб по повышению устойчивости экономики, действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Третий полюс» (для резидентов введены льготы по налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогам на имущество организаций и на землю). Ранее Курская область активно сотрудничала с Украиной (доля внешнеторгового оборота с Украиной в общем объёме внешнеторгового оборота Курской области сократилась с 51% в 2013 году до 6,8% в 2021 году).

В Белгородской области в 2022 году большая часть совместных проектов в рамках приграничного сотрудничества с Украиной приостановлена. Более того, еще в 2021 году украинская сторона прекратила действие пяти межрегиональных и межмуниципальных соглашений о сотрудничестве. В настоящее время происходит переориентация области на развитие сотрудничества с Белоруссией, а также с Индией.

Несмотря на деструктивную позицию Украины и других недружественных к России государств, приграничным регионам удается преодолеть разрыв хозяйственных связей и переориентироваться на новых партнеров.

Западное приграничье

Центром западного приграничья, соприкасающегося с дружественной России Белоруссией, выступает Смоленская область. Южнее расположена Брянская область, граничащая также с проблемной Украиной. Севернее – Псковская область, на границе с недружественными странами — Латвией и Эстонией.

Смоленская область тесно взаимодействует с регионами Белоруссии, действует 38 соглашений о приграничном сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарно-культурной и иных сферах (из них 10 региональном и 28 – на муниципальном уровнях). Прорабатываются вопросы создания совместных предприятий в сфере сельскохозяйственного машиностроения, молочного и мясного скотоводства, в ближайшей перспективе планируется строительство завода по производству сушеных овощей (мощностью 39,6 тыс. тонн сырья в год) и овощехранилища (на 30 тыс. тонн овощной продукции). Развиваются международные российско-белорусские туристические маршруты (в том числе трансграничный маршрут «Смоленск – Псков – Витебск – Полоцк»), планируется создание первого международного туристско-информационного центра Союзного государства на территории Смоленска.

Для Брянской области Белоруссия выступает основным партнером, на ее долю приходится больше половины внешнеторгового товарооборота области ($617,5 млн. в 2021 г.) Наряду с машиностроением российско-белорусские связи Брянской области осуществляются в сферах производства семян сельскохозяйственных культур и переработки молока.

Между Псковской областью и регионами Республики Беларусь действуют 16 соглашений (3 – региональных и 13 муниципальных). Во внешнеторговом товарообороте Псковской области на долю Беларуси приходится около 30 % (в 2020 гуду — $153 млн). В основном поставляются металлы, машины и оборудование. Главный региональный партнер — Витебская область.

Введенные странами коллективного Запада санкции в отношении России и Беларуси фактически оказали позитивное влияние на перспективы российско-белорусского сотрудничества приграничных регионов.

Северо-западное приграничье

Практически все регионы Северо-Западного федерального округа активно взаимодействовали с Норвегией и государствами-членами Евросоюза по широкой повестке межрегионального и приграничного сотрудничества. Программы приграничного сотрудничества с этими странами реализовывались в 2007–2013 гг. и были обновлены на период 2014–2020 гг. (более 300 проектов, в том числе 32 крупных инфраструктурных проекта со сроком реализации до 31.12.23 г.). Планировался запуск нового периода реализации программ на период 2021–2027 гг.

По данным МИД России, на начало 2022 года действовало 8 программ приграничного и трансграничного сотрудничества с общим объемом финансирования 537,4 млн. евро, из которых 83% осуществлялось из фондов Евросоюза, остальное — из российского бюджета. В их числе:

  1. «Коларктик», участники: Финляндия, Швеция, Норвегия, Россия (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий АО).
  2. «Карелия», участники: Финляндия, Россия (Республика Карелия).
  3. «Россия – Юго-Восточная Финляндия», участники: Финляндия, Россия (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург).
  4. «Россия – Латвия», участники: Латвия, Россия (Ленинградская и Псковская области, г. Санкт-Петербург).
  5. «Россия – Эстония», участники: Эстония, Россия (Ленинградская и Псковская области, г. Санкт-Петербург).
  6. «Россия – Литва», участники: Литва, Россия (Калининградская область), реализовывалось 38 проектов.
  7. «Россия – Польша», участники: Польша, Россия (Калининградская область), реализовывался 31 проект.
  8. «Интеррег. Регион Балтийского моря», участники: Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, Россия (г. Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий АО), реализовывалось 48 многосторонних проектов.

Кроме указанных программ сотрудничества, Россия имела статус наблюдателя в программе «Северная периферия и Арктика». В рамках российского председательства в Арктическом совете планировалось разработка новой программы стимулирования приграничного сотрудничества и межрегионального взаимодействия по линии коренных народов Арктики.

В рамках данных программ реализовывались проекты по созданию и модернизации в приграничных регионах транспортно-логистических, природоохранных и социально-ориентированных объектов.

В числе участников программ приграничного сотрудничества мы видим несколько регионов, которые в соответствии с российским законодательством не являются приграничными регионами (г. Санкт-Петербург, Архангельская область и Ненецкий АО), тем не менее, российская сторона признала их участниками программ приграничного сотрудничества.

В научной литературе понятие приграничной территории и региона достаточно проработано, его неотъемлемыми свойствами являются наличие соприкосновения по линии государственной границы, наличие влияния границы и соседней страны, потенциала развития и международного сотрудничества (то есть соединяющая два государства непроходимая незаселенная пустыня не дает потенциала приграничья). В то же время трансграничный регион рассматривается как производная приграничных территорий соседних стран, характеризующиеся определенным экономическим, социокультурным, логистическим, этническим, экологическим и иным единством. Но, например, г. Санкт-Петербург обладает всеми характеристиками приграничного региона, кроме наличия соприкосновения по границе, хотя он составляет с Ленинградской областью достаточно связную территорию, исторически единую на протяжении столетий (с 1708 по 1927 год, 1708–1710 гг. — Ингерманландская, 1710–1914 гг. — Санкт-Петербургская, 1914–24 гг. — Петроградская, 1924–27 гг. ‑Ленинградская губерния). Подобные несоответствия фактической сущности территории юридическим трактовкам, на наш взгляд, нуждаются в корректировке и расширении определения понятия «приграничная территория» или введении нового понятия для подобных территорий.

В марте 2022 г. Европейская комиссия, нарушив действующие соглашения, приостановила приграничное и трансграничное сотрудничество Евросоюза с Россией, были заморожены выплаты средств российским участникам совместных проектов, была заблокирована работа совместных органов управления программами. При этом на территории стран Евросоюза и Норвегии реализация проектов продолжилась без российских партнеров.

Российские участники проектов обратились к федеральным органам государственной власти для решения вопроса о дофинансировании расходов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

В наиболее сложном положении из всех регионов российского северо-западного приграничья оказалась Калининградская область. Литва нарушила договоренности России и Европейского союза о транзите и ввела незаконные ограничениями транзитных грузоперевозок между Калининградской областью и остальной территорией РФ. Европейские партнеры расторгли действующие соглашения о приграничном сотрудничестве. Основными внешнеторговыми партнерами области выступали Южная Корея (21,7%, автомобильная промышленность), Китай (9,3%) и Белоруссия (6,6 %). Присоединение Южной Кореи к антироссийским санкция вызывает необходимость переориентации на взаимодействие с партнерами из стран ЕАЭС, СНГ (главным образом – с Белоруссией), ШОС и БРИКС. В качестве площадки для экономического сотрудничества может быть использована территория особой экономической зоны и специального административного района с особым налоговым режимом на острове Октябрьский в г. Калининграде.

Ленинградская область, которая является приграничной территорий по границе России с Финляндией и Эстонией, участвовала в половине приграничных и трансграничных программ по линии «Россия – ЕС». В соответствии с этими соглашениями в регионе реализовывались инфраструктурные проекты, в том числе в сфере развития малого и среднего бизнеса, инноваций и образования, защиты окружающей среды и управления границами. В условиях антироссийских санкций и разрыва соглашений региональные власти реализуют меры по обеспечению устойчивого развития экономики области (льготное кредитование, предоставление грантов, субсидирование арендной стоимости, пониженные ставки по налогу на имущество).

Мурманская область осуществляла взаимодействие по линии приграничного сотрудничества с норвежской губернией Тромс-ог-Финнмарк и финской губернией Лапландия на двусторонней основе и в рамках программы «Коларктик». Антироссийские санкции, разрыв хозяйственных связей вынуждают регион искать замену поставок импортного сырья, материалов и оборудования. Одним из инструментов активизации экономической деятельности выступает созданная в 2020 году территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» (г. Мурманск, Кольский район и поселок Видяево).

Псковская область в условиях прекращения сотрудничества в рамках программ «Россия – Европейский союз», введенных Латвией и Эстонией санкций, переориентируется на наращивание российско-белорусского межрегионального взаимодействия, а также совместное проекты с другими странами СНГ и ШОС.

Республика Карелия активно сотрудничала с странами ЕС, в первую очередь с Финляндией, используя различные форматы взаимодействия, в том числе программу «Карелия». После приостановки действия заключенных соглашений, Карелия ведет работу по переориентации рынков сбыта своей продукции на рынки дружественных стран (Армения, Белоруссия, Турция, Казахстан, КНР, Иран, Индия, Вьетнам), также активизируя сотрудничество в области культуры и туризма. Для привлечения иностранных инвесторов были введены широкие меры государственной поддержки: налоговые льготы на землю, имущество, прибыль, на доходы физических лиц, на транспорт; субсидии из бюджета региона и прочие.

В целом можно отметить, что для регионов северо-западного пограничья России необходимо разработать и внедрить специальную федеральную программу поддержки проектов приграничного сотрудничества, приостановленных по линии Россия – ЕС, где выпадающие средства возместит федеральный бюджет.

Рекомендации

Проведенный в данной статье анализ показал, что в связи с изменившимися внешнеполитическими условиями и введением антироссийских санкций, сфера приграничного взаимодействия в России нуждается в ряде изменений. Требуется совершенствование действующей нормативно-правовой базы (в частности, Концепции приграничного сотрудничества, Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года), выработка новых научных подходов, теоретическое обоснование принимаемых решениях. В частности, нужны уточнение структуры геостратегических территорий России, корректировка и расширение определения понятия «приграничная территория» (с учетом существования территорий со значимым потенциалом приграничного сотрудничества, но не имеющих выхода к государственной границе). Также необходима правовая проработка особого приграничного и таможенного режима для границы с Донецкой и Луганской народными республиками, который бы с одной стороны снизил до минимума барьеры, а с другой — выводил из-под рисков вторичных санкций недружественных стран партнеров России по ЕАЭС.

Регионы западного приграничья России имеют средний или низкий демографический потенциал, более низкие (по сравнению со среднероссийским уровнем) доходы населения и размер среднемесячной оплаты труда, испытывают недостаток собственных инвестиционных ресурсов. Большая часть приграничных регионов имеет высокий уровень дотационности бюджета и долговой нагрузки. В этой связи необходимы специальные меры государственной поддержки развития приграничных регионов со стороны федерального центра. Содержание данных мер, на наш взгляд, может быть учтено в рамках разрабатываемых Минэкономразвития РФ стратегий социально-экономического развития Центрального, Центрально-Чернозёмного, Северного и Северо-Западного макрорегионов России.

Деструктивные действия Украины и других недружественных к России государств нанесли существенный ущерб экономике и социальной сфере приграничных регионов, усложнили логистику, вызвали разрыв хозяйственных связей. Однако масштабы негативных явлений не носят критического характера. Приграничные регионы преодолевают последствия антироссийских санкций, переориентируют свою деятельность на сотрудничество с партнерами из дружественных стран, в первую очередь, используя высокий потенциал российско-белорусского сотрудничества. Вместе с тем, нами предлагается предусмотреть для регионов, подвергшимся террористической агрессии со стороны Украины, на время проведения специальной военной операции, бесплатное государственное страхование жизни и имущества граждан, специальные надбавки к зарплатам бюджетников, единовременные выплаты на детей, дополнительные налоговые льготы для бизнеса.

Приостановка Европейской комиссией действующих соглашений и программ приграничного и трансграничного сотрудничества стран Евросоюза и Норвегии с Россией привела к сложностям в финансировании и реализации совместных проектов, что вызвало необходимость их поддержки за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также дальнейшей пролонгации в рамках государственных программ.

В целом, развитие международных связей российских приграничных регионов и муниципальных образований и в новых условиях сохраняет потенциал для динамичного взаимодействия и сотрудничества.

На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Михаила Чернышова. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Последние статьи

5
Это предложение точно описывает данный факт
5
Это предложение точно описывает данный факт

Смотрите также

Анна Артамонова, студентка РАНХиГС

С самого начала обучения в университете меня привлекала исследовательская и научная деятельность. К сожалению, в рамках образовательной программы сложно реализовать себя в этой сфере. Такие площадки как НИИРК, дают возможность студенту участвовать в круглых столах, конференциях и других экспертных диалогах, позволяют расширить свой кругозор, углубить свои знания в различных областях науки и раскрыть свой исследовательский потенциал.

В период прохождения практики в НИИРК для меня открылись новые возможности исследовательской деятельности. Я обрела ценные для своей профессии знания и компетенции: умение работать с большим объемом информации, способность проводить оценку и анализ инвестиционных проектов государств в борьбе за влияние в регионе. Мне удалось погрузиться в новую для себя сферу международных отношений, где я более подробно ознакомилась с механизмом применения «мягкой силы». Также в рамках исследования я выявила хронологию и закономерности межгосударственных отношений европейских государств со странами Центральной Азии, как элемент усиления присутствия в регионе.

Для меня одним из наиболее важных результатов прохождения практики в НИИРК является осмысление миссии института — развитие многовекторного конструктивного диалога между государствами, народами и конфессиями.
«В большой политике нет друзей, есть только интересы государств и их народов» — истина, которая, несомненно, ведет к тому, что только конструктивный диалог может направить международные отношения государств, обладающих своими национальными интересами, в сторону построения добрососедских отношений.

НИИРК — это лучшее место для развития научного потенциала молодых исследователей, а также формирования здравых политических взглядов, мнений и принципов.

Мирошников Борис Николаевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Тут достаточно понятно: эти факторы — различия этнические, религиозные, культурные. Надо их превратить из разделяющих в объединяющие!

У каждого народа существует пространство — свой культурный «кокон». Чем меньше народ, тем крепче «скорлупа». Осуждать нельзя, так как это способ выживания и сохранения себя (как нации, как идентичности). Своя история, часто лакированная, своя мифология, свои герои и так далее. Очень деликатная сфера! Необходимо развивать КУЛЬТУРУ в самом высоком смысле этого слова, когда мое жизненно-культурное пространство не подавляло бы такое же пространство соседа! Труднейшая задача! Шаг влево, шаг вправо — национализм, переходящий в нацизм-фашизм. То есть это Культура, Образование!

Маркарян Роберт Вартанович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

При формировании основ пояса добрососедства вокруг России следует учитывать все факторы, здесь нет первоочередных и второочередных — культурологические, исторические, языковые, националистические, религиозные и т. д.

К примеру, в мою бытность послом в Хорватии мне пришлось столкнуться с ошибочным толкованием роли религиозного фактора. Так, мои хорватские собеседники объясняли определенную сдержанность к России со стороны некоторых слоев населения Хорватии тем, что в период вооруженного сербско — хорватского противостояния, приведшего к развалу Югославии, симпатия русских к сербам определялась лишь принадлежностью обеих наций к православию в противовес католической Хорватии. Приходилось парировать тем, что если бы все было так просто, то на постсоветском пространстве у нас самые добрые отношения были бы с Украиной и Грузией. Всем известно, что это не так.

Надо признать, что сегодняшняя ситуация в этой сфере пока весьма далека от комфортной для нас. И дело здесь не только в политике России. Возникает много вопросов — как нам обеспечить пояс добрососедства в условиях, например, армяно-азербайджанского или киргизо-таджикского конфликта, или попытки организовать цветную революцию в Белорусии, или всемерного создания условий (и внутренних, и внешних) для роста антироссийских настроений в Грузии, Молдове, на Украине. Из этих набросков штрихами уже очевидно, насколько трудна эта задача и насколько много факторов следует учесть. Я показываю здесь достаточно пессимистическую картину не для того, чтобы призвать расписаться в бессилии, а чтобы при решении этой задачи видеть всю ее масштабность и сложность.

Державин Николай Иванович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией – одна из важнейших задач. Для ее успешного решения необходимо учитывать многие факторы. Среди таковых особо хотел бы выделить культурологический и религиозный, ибо они оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности того или иного народа. Знание вековых традиций, веры и обычаев, уважительное отношение к людям другой культуры позволяют вести мирный и содержательный диалог, способствуют созиданию атмосферы доверия, открывают перспективы взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Грибин Николай Петрович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.

Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

Болюх Анатолий Яковлевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Почему объединили в один вопрос формирование основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима? На мой взгляд, добрососедство более обширное и значимое понятие. А коммуникационный режим — производное от него.

У нас уже сложились определенные отношения с соседними государствами и народами, которые их населяют. Такое положение подсказывает нам, что эти отношения необходимо переводить в плоскость добрососедских, если, конечно, таковых еще нет. На каких факторах будут основываться эти добрососедские отношения? На всех! Все зависит от конкретной страны. С одной, например, на первый план выйдут общие исторические и культурные корни. А с другой — экономические, блоковые (ЕврАзЭС) и т. д. Здесь необходима тактика. Также важно учитывать, на каком именно уровне основывается добрососедство — на уровне государства, народа или его элиты.

Так что, без творчества и неординарных решений в этом вопросе не обойтись. Шаблоны, калька здесь не годятся.

Мария Грамошина, студентка РАНХиГС

Уже много лет я активно погружаюсь в тему международных отношений и взаимодействия. Мне нравится анализировать причины и следствия тех или иных событий и их влияние на другие сферы. Работа в НИИРК позволила усовершенствовать аналитические компетенции и расширила знания в области международного сотрудничества и международной коммуникации.

В ходе работы я приобрела практический навык написания научно-исследовательской работы по актуальной проблематике, анализа большого количества документов, международных договоров и материалов, как на русском, так и на иностранном языке.

Взаимодействие с НИИРК – хороший старт для молодых специалистов, желающих реализовать свой научный потенциал. Кроме того, институт развития коммуникаций представляет возможность познакомиться не только с единомышленниками, но и с ведущими экспертами в сфере политологии, экономики, социологии, культурологии, что открывает бескрайние возможности для будущей профессиональной деятельности.

Диана Зинченко, студентка РАНХиГС

Прохождение практики в НИИРК помогло мне ещё больше вникнуть в мир научно-исследовательской деятельности. В институте грамотно объяснили, с какими источниками лучше работать, поставили интересные задачи. Особенно понравилось, что задания были разного уровня сложности, как небольшие заметки, так и большой отчёт.

Для практикантов также полезно, что можно поучаствовать в круглых столах и конференциях, которые проводит институт. Это позволяет посмотреть на научно-исследовательскую деятельность с другой стороны – в качестве слушателя.

Софья Кашина, студентка РАНХиГС

Прохождение учебной практики в НИИРК позволило мне сформировать способность осуществлять подготовку авторских аналитических материалов с широким привлечением иностранных документов и выражением собственного мнения, а также анализировать политические, социальные и экономические закономерности и тенденций развития центрально-азиатского региона во взаимодействии с рядом европейских стран.

Центрально-азиатский регион с детства привлекает меня не только культурной идентичностью, но и региональными политическими процессами, в частности особенностями интеграции с соседними и западно-европейским регионами. В ходе составления аналитического отчета я регулярно получала ценные советы от сотрудников НИИРК и имела возможность применить их на практике в своих работах.
Благодаря стажировке в НИИРК, я смогла, наконец, реализовать личный научный интерес в исследовании политических и экономических процессов в Таджикистане, а также использовать на практике знание иностранных языков.

Взаимодействие с НИИРК позволило мне колоссально расширить свои знания в области экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, а также познакомиться с единомышленниками, разделяющими мои научные интересы, которые передали мне свой бесценный опыт. Я благодарна площадке НИИРК за предоставленную возможность в прохождении учебной практики.

Сяо Сюйшэн

Тема моего исследования во время практики была "Методология борьбы с кибербезопасностью для молодых людей: опыт Китая". Я узнал о решениях и концепциях различных ведомств в России и Китае по предотвращению киберпреступности несовершеннолетних, эффективно обеспечивающих здоровое развитие молодых людей в сетевой среде.  Спасибо, что предоставили мне эту возможность! Благодаря этой практике я также усовершенствовал свои навыки обучения, общения и сотрудничества.

Декабрь, 2022.

Долотказина Дина Маратовна

Благодаря взаимодействию с НИИРК я получаю возможность принимать участие в конференциях и круглых столах по различным тематикам, актуальным для современного миропорядка. Важно то, что институт занимается не только научной, но и практической деятельностью, приглашая различных спикеров и экспертов, и, на мой взгляд, возможность дискутировать с людьми, являющимися профессионалами в своей области, – это бесценный опыт.
Также я нашла единомышленников, с которыми мы обмениваемся мнениями и обсуждаем наши текущие научные исследования.

Февраль 2022 г.

Тихонов Юрий Павлович

С раннего возраста меня привлекала наука, деятельность ученых, исследователей – хотелось попробовать и себя в этом качестве. Однако мне было несколько сложно представить, как проводятся исследования в гуманитарной области в «лабораторных» условиях (с исследованиями в естественных науках мы знакомимся еще со школьной скамьи). В университете я наконец ощутил себя в своей тарелке и приблизился к тому научному миру, который меня интересовал. Однако в силу тематики моих исследований в бакалавриате они велись без тесного взаимодействия с какими-либо научными организациями. Начав исследование по теме коммуникационных режимов в магистратуре, я получил возможность подчерпнуть знания в качестве слушателя на большом количестве мероприятий, проводимых НИИРК. Они позволили услышать мнения экспертов в области, дали основу для рефлексии при написании собственных работ. Помимо доступа к информации, НИИРК дал и опыт участия в круглых столах, конференциях в качестве докладчика, что позволило провести апробацию исследований, усилить их за счет консультаций и дискуссий с экспертами по данной теме.

Возможность коммуникации с таким количеством экспертов по теме исследования, именно как обоюдой, двухсторонней коммуникации с экспертами – это самая ценная возможность, которую мне подарил НИИРК. Помимо участия в мероприятиях, Институт предложил мне опубликовать несколько статей в одном из своих журналов: «Человек и мир: диалог», с которым у меня наладилось плодотворное сотрудничество. Надеюсь, оно продолжится и преумножится с другими журналами и научными проектами НИИРК.

До НИИРК мои исследования были связаны с темами, которые ранее были хорошо проработаны и исследованы. Здесь же я получил новый навык проведения исследований в области, которая только начинает активно разрабатываться, где значительно осложнен анализ и поиск информации, однако значительно выше новизна исследования. В таких условиях ты должен развивать навык проведения самостоятельного научного поиска и исследования, но ты можешь использовать методологию, разработанную НИИРК. Также я получил дополнительный опыт публичных выступлений, отточил навык ораторского мастерства при выступлении на конференциях, который мне пригодится, в том числе и при защите диссертации.

Важно, что взаимодействуя с НИИРК я могу взаимодействовать с кругом таких же заинтересованных в изучении данной темы лиц, ощущая при этом поддержку, зная, куда можно обратиться с вопросами. НИИРК для меня – это прекрасная опора, база для проведения исследований, которая мне, как молодому, начинающему ученому крайне важна: это и связь с научным сообществом, это и возможность публикаций, это и возможность внести реальный вклад в развитие отечественной науки.

Январь 2022 г.

Публикации: Тихонов Ю.П. Свобода vs справедливость / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №3(4).
Тихонов Ю.П. Богатство выбора / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №4(5).

Шевелёва Юлия Романовна

НИИРК - отличная площадка как для профессионального, так и для личностного роста молодых специалистов.

Находясь только в начале своего пути, я получаю уникальный опыт личного общения с разноплановыми специалистами высокой квалификации, с людьми, находящимися в повестке международных событий сегодняшнего дня. Благодаря созданной Институтом атмосфере диалога я знаю, что и моя точка зрения всегда интересна и будет услышана.

Брифинги, форсайт-сессии, круглые столы - для нас, стажеров, всё это не только мероприятия для посещения, но и требующие решения кейсы по организации и связям с общественностью.
Практика глубокой аналитической и проектной деятельности, работа «в поле» - крайне полезные бонусы, которые даёт взаимодействие с НИИРК.

Постоянные участники мероприятий Института - представители зарубежных стран, проводимые исследования охватывают как зарубежное, так и отечественное научное поле, потому для меня, как изучающей языки, важно, что НИИРК создаёт условия и возможности и для языковой практики.

Моя стажировка в НИИРК – это новая архитектура научных исследований, новые знакомства, новый ракурс мероприятий.

Будучи в контакте с НИИРК уже год, могу сказать, что мои аналитические и коммуникативные навыки заметно улучшились. Генерировать, оформлять и раскладывать для изучения идею благодаря полученным знаниям стало значительно легче так же, как и быть участником научной, деловой коммуникации.

Кроме того, НИИРК предоставляет возможность работы в команде, в составе которой, как профессионалы, так и начинающие исследователи. Для меня такая проектная работа позволяет расти по всех смыслах и как личности, и как молодому специалисту.

Если кратко перечислить открывающиеся для меня в НИИРК возможности, то это:
- нетворкинг
- помощь и наставничество в реализации собственных проектов
- продвижение и обсуждение научно-аналитических мыслей в кругу первых специалистов исследуемого мной вопроса
- практика деловых коммуникаций
- организация деловых мероприятий «под ключ»
- знакомство и вовлечение в профессиональную аналитику
- возможность менеджмента краткосрочных и долгосрочных проектов
- применение и практическое использование знания иностранных языков
Январь 2022 г.

Публикация: Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти / Ю.Р. Шевелёва // Вопросы политологии. – 2021. – Т.11. – №9 (73). – С. 2535-2551.

Асейкин Михаил Михайлович

Взаимодействие с Институтом дало новый виток моей научной деятельности. Сама возможность исследовать коммуникационные режимы есть одновременно большой интерес и осознание всей важности и сложности этого общественно-политического феномена. Особые чувства как у молодого учёного у меня вызывает тот факт, что каждая работа, затрагивающая проблематику коммуникационного режима – это нечто уникальное, нечто, что раньше не было изучено, осмыслено.

Исследуя коммуникационные режимы в коллективе НИИРК, я каждый раз развиваю сразу целый арсенал навыков. В него входят навыки серьёзной аналитической деятельности, грамотной работы с большими объемами различных материалов, навыки системного мышления. Научной исследование под руководством В.В. Комлевой позволило мне подготовить и защитись диссертацию и дал возможность выйти за границы имеющихся у меня знаний, фокусироваться на ранее скрытых для меня закономерностях и приходить к новым, совершенно другого уровня значимости выводам – этот навык для меня особенно ценен.

Самая главная для меня возможность, данная Институтом, – это участие в различных конференциях, круглых столах, где я могу послушать выступления серьёзных компетентных учёных, специалистов, перенять их опыт и, конечно же, поделиться результатами своей научной деятельности. Возможность выступать с докладами на мероприятиях столь высокого уровня – это, безусловно, дополнительный стимул к тому, чтобы ещё глубже погружаться в темы будущих исследований.

Мне также хочется выразить слова благодарности всему Институту за возможность участвовать в исследованиях и всестороннюю помощь в раскрытии своего исследовательского потенциала!
Декабрь 2021 г.

Публикация: Комлева В.В., Асейкин М.М. Региональный коммуникационный режим: акторная модель Республики Татарстан / В.В. Комлева, М.М. Асейкин // Государственная служба. – 2021. – №6.

Васильева Елена Вячеславовна

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: составление контент плана для сайта, создание идей по повышению узнаваемости бренда, уровня экспертности, цитируемости, а также привлекательность бренда НИИРК, построение концепции продвижения бренда НИИРК в социальных сетях и СМИ, подготовка пресс-релизов для СМИ, анализ целевой аудитории, осуществление эффективной деловой коммуникации, анализ продвижения конкурентов, написание исторических статей.

В период прохождения практики я не только познакомилась с деятельностью института, но и приобрела важные навыки, которые в дальнейшем помогут мне развиваться в своей специальности: работа в команде, системный подход к работе, контент-маркетинг, корпоративная этика, а также построение концепций продвижения на различных цифровых платформах (СМИ, социальные сети). Отдельно хочу отметить задание по написанию статей на историческую тематику с целью повышения престижа Российской Федерации за рубежом. Для сбора материала для статей требовалось проанализировать большой объем информации из различных источников, раскрыть в материале тему и продемонстрировать важность нашей страны в историческом контексте для зарубежных партнеров.

Навыки, полученные в ходе практики, обязательно пригодятся для развития будущей карьеры.

Декабрь 2022 г.

Ассоциация российский Дом международного научно-технического сотрудничества

«РД МНТС» – это негосударственный институт развития, отвечающий за координацию и взаимодействие с зарубежными субъектами экономической деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная задача Ассоциации заключается в выстраивании мостов (долгосрочных рабочих механизмов сотрудничества) с зарубежными странами в части продвижения российских технологий, взаимного трансфера технологий, содействия в защите прав на интеллектуальную собственность российских предприятий за рубежом, привлечения инвестиций в технологические и наукоёмкие проекты, а также организация конгрессно-выставочной деятельности, деловых миссий и образовательных программ по профилю международного научно-технического сотрудничества.

Соглашение о взаимодействии между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» было подписано 24 декабря 2021 года.

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) занимается развитием международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Соглашение о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было подписано 30 августа 2021 года.

Федеральное агентство по делам национальностей

Агентство было основано в 2015 году Указом президента РФ №168. Агентство выполняет ограниченный круг функций министерства культуры РФ и Минюста РФ, а также фукнции по укреплениею единства многонационального народа РФ, взаимодействует с национально-культурными автономиями, разрабатывает государственные программы и осуществляет другую деятельность.

3 июня в Санкт-Петербурге на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам национальностей.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. Аналитический центр активно участвует в жизни экспертного сообщества, сотрудничает с регионами России, национальными и международными организациями и научно-исследовательскими центрами.

В Москве 18 февраля 2022 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального исследовательского института развития коммуникаций и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Ереванский государственный университет

Университет ведет свою историю с 1920 года. Однако 1995-1996 учебный год ознаменовал начало нового учебного процесса Ереванского государственного университета. В соответствии с международными критериями, в целях получения качественно нового университетского образовательного статуса, ЕГУ, как и большинство армянских вузов, перешел на двухступенчатую систему образования.

Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

16 июня 2022 года в Санкт- Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина.

Гусейнов Рафаэль Джагидович

Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета, отделение журналистики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, аспирантуру Сорбонского университета (Париж).

В 1985-1991 гг. старший преподаватель кафедры журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ, член редколлегии, редактор отделов политики и военного «Комсомольской правды», работал в аппарате ЦК КПСС. В 1991-1993 годах – первый заместитель посла Азербайджана в России. В 1993-2007 гг. - генеральный директор газеты «Рабочая трибуна», заместитель главного редактора газеты «Труд». В 2007-2012 гг. – шеф-редактор газеты «Трибуна». В 2016-2018 гг.- главный редактор информационного портала NEWS.RU.

В 2013-м году на съезде СЖР избран секретарем Союза журналистов России, в 2017-м и в 2022-м годах переизбран на этой должности.

Кандидат исторических наук. Член Союза писателей России. Избирался народным депутатом СССР. 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имеет награды Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», «Честь. Достоинство. Профессионализм», «Золотое перо российской журналистики», лауреат «Национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, лауреат премии Артема Боровика «За выдающиеся заслуги в области расследовательской журналистики». Удостоен премии Правительства России в области средств массовой информации.

Является автором многих публикаций, а также книг «Выбор пути» (1978), «Ярмарка клеветы» (1983), «Под прицелом – молодежь» (1983), «Ложь на коротких ногах» (1988), «Медведев о Путине» (два издания, 2011, 2012), «Органические изменения» (2012), «Глядя из Москвы» (2015), «Путь Путина» (2022), «Триумф неволи» (2023)

Национальная партия Авами (ANP) Исламской Республики Пакистан

Меморандум о взаимопонимании, который должен стать основой для совместной научно-исследовательской и проектной деятельности, долговременного и плодотворного сотрудничества, направленного на укрепление дружеских отношений, был подписан 19 мая 2022 года.

Бойцова Ангелина Витальевна

Научная деятельность перестаёт казаться скучной и страшной, когда рядом с тобой есть единомышленники. НИИРК — отличная площадка для развития коммуникации не только с зарубежными студентами и экспертами, но и с соотечественниками. Нахождение в обществе людей, разделяющих одни и те же ценности, помогает быстрее адаптироваться в научной среде. Институт позволяет развивать в этом плане не только аналитические навыки, но и — соответственно — навыки общения. Здесь ты всегда будешь услышан.

Национальная академия наук Таджикистана

Национальная академия наук Таджикистана является высшим самоуправляющимся научным учреждением Республики Таджикистан. Национальная академия наук в своей деятельности обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике, изучение актуальных проблем экономического, социального и культурного развития республики, повышение эффективности использования научных достижений, подготовку высококвалифицированных научных кадров, взаимодействие науки и производства.

Национальная академия наук подчиняется Президенту Республики Таджикистан.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Таджикистана было подписано в июне 2023 года в ходе рабочей поездки руководства Института в Таджикистан.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Национальная академия наук Кыргызской Республики — высшее государственное научное учреждение, объединяющее научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов и обслуживающий персонал.

Учредителем Национальной академии наук является Правительство Кыргызской Республики.

Деятельность Академии наук направлена на фундаментальные и прикладные исследования, способствующие развитию производительных сил Кыргызстана, его научно-технического потенциала, культуры, просвещения, литературы и искусства, формированию правового государства, содействует укреплению мира и дружбы между народами.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Кыргызской Республики было подписано в мае 2023 года в рамках VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности».

Тачмедова Дженнет Шохратовна

Всегда немного волнительно и страшно начинать заниматься научной деятельностью, а иногда кажется, что тяжело, когда рядом нет правильных наставником. НИИРК помогает дать именно ту точку начала, учит базовым научным навыкам и на протяжении всего пути поддерживает с написанием работ, проектов. Институт дает возможность развиваться, участвовать в научных проектах, например, мне удалось стать частью проекта  «Коммуникационные режимы зарубежных стран», написать статью и отправится в рамках конференции «Россия и мир: диалоги-2023. Цели и ценности» в Ереван! НИИРК – это дискуссионная  площадка для построения внешних коммуникаций с другими государствами и народами! В НИИРК проводятся мероприятия разного формата: от круглых столов до масштабных научных конференций, и на любом из них есть возможность задать интересующие вопросы ведущим экспертам и спикерам.  

НИИРК - это движение, это развитие. Одна из главных миссий организации - выстраивание дружественного многостороннего диалога, поэтому абсолютно любой человек, увлекающийся научной деятельностью, может внести свой вклад в развитие особенно актуальных в наше время целей. Более того, есть возможность развить в себе ораторские и коммуникационные навыки, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности!

Чехляева Сабина Саидумаровна

Знакомство с НИИРК произошло задолго до моей стажировки в Институте. Уже после первого мероприятия я поняла, что хочу проходить стажировку именно там. 

Я обучаюсь на направлении «Международные отношения» и, конечно, как для любого международника, для меня важно научиться устанавливать межличностные и межгосударственные отношения посредством культурных обменов и дипломатии. Национальный  исследовательский институт развития коммуникаций предоставил возможность на практике осуществлять  культурный диалог между представителями разных стран через свои интересные и важные проекты.  

Институт дал прекрасную возможность реализоваться и в научной сфере. Помимо проектной работы в рамках Института, я занималась аналитикой, написанием статей, мониторингом информационной повестки своей родной страны - Таджикистана.  

Опыт стажировки в НИИРК дал возможность и дальше развиваться в рамках Международного клуба молодых исследователей, принимать участие в полезных и интересных проектах.

Российский университет дружбы народов

Университет существует более 60 лет, здесь обучаются представители 160 стран мира, около 500 национальностей. На сегодняшний день выпускники Университета работают в 170 странах мира. Миссия РУДН – объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было подписано в октябре 2022 года. 

В рамках соглашения планируется проводить совместные исследования по вопросам развития научных коммуникаций, реализации гуманитарной политики РФ за рубежом, содействия международному развитию, совершенствования моделей и программ приграничного, межрегионального, международного сотрудничества; разрабатывать и реализовывать программы академической мобильности для аспирантов и молодых ученых; проводить научные мероприятия, публиковать совместные научные доклады и результаты научных исследований.

РАНХиГС стал седьмым крупным университетом, с которым НИИРК будет осуществлять взаимные консультации, обмен научной информацией, реализовывать совместные научные и образовательные проекты.

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

Академия начала работу в 2001 году. Изначально работала только одна программа – «Международные отношения», но, учитывая потребности МИД КР и рынка труда в соответствующей области, были открыты такие программы, как «Юриспруденция» и «Экономика».

Далее, в контексте современных реалий, возникла необходимость в повышении высококвалифицированного кадрового потенциала, как на государственной службе, так и во всех сферах экономики страны: специалистов, которые не просто получили бы качественное образование, но научились бы мыслить глобально, проявлять инициативу; кадров, которые имеют коммуникационные и презентационные навыки. Уже в 2017 году, совместно с МГИМО, заработали программы по направлениям «Менеджмент» и «Управление бизнесом», а в 2018 года был осуществлен прием на направления «Журналистика» и «Лингвистика».

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Акаде-мии наук Республики Узбекистан

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Координационно-методическим центром по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан было подписано в ноябре 2022 года. Документ направлен на развитие международной научной коммуникации, совместное проведение научных мероприятий (конференций, академических семинаров, круглых столов, дискуссий), а также на проведение и реализацию совместных фундаментальных и прикладных исследований.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.

Соглашение о взаимодействии между НИИРК и Союзом журналистов России было подписано в сентябре 2021 года в ходе международного форума современной журналистики «Вся Россия — 2021».

Заключенное соглашение даст импульс для использования научной базы Института в интересах современной журналистики, а также позволит получать достаточный объем оперативной информации, который ляжет в основу глубокого всестороннего анализа основных изучаемых Институтом вопросов, направленных в том числе на укрепление «пояса добрососедства» по внешнему периметру Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИЖЭКОН). В объединенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потенциал, а также лучшие традиции советского и российского образования.

В июне 2022 года рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между НИИРК и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Подписанное соглашение открывает новые возможности для взаимодействия в разработке и реализации совместных научно-практических, научно-исследовательских, издательских программ и проектов, направленных на развитие инновационных форматов сотрудничества, в том числе цифровых.

Администрация президента республики Южная Осетия

Соглашение о взаимодействии между Институтом и Администрацией Президента Республики Южная Осетия было подписано 29 марта 2022 года.

Соглашение открывает возможности для взаимодействия по реализации совместных проектов по продвижению российских научных достижений, развитию научного потенциала Республики Южная Осетия путем укрепления научных, образовательных, культурных связей России и Республики Южная Осетия. Стороны договорились обмениваться информацией, проводить научные мероприятия и экспертные обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также совместно осуществлять проектную деятельность, направленную на разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив в области развития Республики Южная Осетия.

Юго-Осетинский государственный университет А.А. Тибилова

Университет ЮОГУ (ранее - ЮОГПИ) был основан в 1932 году. Сегодня на 5 факультетах получают образование будущие преподаватели гуманитарных и естественных дисциплин, журналисты, политологи, юристы, экономисты, фармацевты, психологи, инженеры-строители, инженеры-механики. ЮОГУ – один из центров научного осетиноведения. Учеными университета созданы фундаментальные монографии по современному состоянию и истории осетинского языка и литературы, этнологии, археологии, истории и культуре, словари и учебные пособия для вузов, школ и детских образовательных учреждений. В университете действует медико-биологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием.


Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Университетом было подписано 30 марта 2022 года.

Сочинский Государственный университет

Сочинский государственный университет основан в 1989 году. Вуз сыграл важную роль в подготовке кадров и волонтерском сопровождении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ученые университета разработали научно-методические пособия, по которым курсы обучения прошли более 14 тысяч специалистов индустрии гостеприимства для работы на олимпийских объектах. За годы своей деятельности университет подготовил более 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Преподаватели и студенты Сочинского государственного университета ведут активную научную работу.

Ни Ицзя

Во время практики я работала над научным исследованием "Зарубежная гуманитарная политика Китая: направления, проекты, законодательство". Благодаря стажировке я лучше стала разбираться в законодательстве и проектах, связанных с иностранной гуманитарной деятельностью в Китае. Я научилась быстрее находить информацию и лучше ее анализировать, а также и общаться с командой, кроме того я смогла потренировать навыки логического мышления.

Гончар Яна Александровна, студентка РАНХиГС

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: выполнение индивидуального задания по сбору данных об организации, анализ и оценка PR- и рекламных коммуникаций компании, проведение исследования и выполнение проектного задания (кейса) для НИИРК. А также работа над исследовательским проектом «День в истории», определение конкурентов компании, составление вопросов и ответов к презентации рейтинга дружественности стран, выполнение задач по продвижению Международного клуба молодых исследователей.

В период прохождения практики я ознакомилась с деятельностью института, приобрела такие важные навыки, как: работа в команде, анализ компании, грамотный подход и проявление активности к выполнению поставленных задач.

Полученные навыки и опыт за время прохождения практики обязательно пригодятся мне в будущей работе в данной сфере деятельности.

Се Ланьсюань

В ходе стажировки я вместе с партнером работала над докладом "Гуманитарная политика Китая за рубежом: направления, проекты, законодательства". Благодаря этой работе я смогла ознакомиться с большим количеством материалов и развить свои навыки в поиске и извлечении информации, а также глубже понять последствия и влияние национальной политики и законодательства. 

Это позволило мне стать более осведомленной о тенденциях в китайской зарубежной гуманитарной политике и следить за этим процессом. Совместная работа с коллегами над выполнением заданий помогла мне научиться работать эффективнее. В целом, эта полезная работа помогла мне развить мое внутреннее "я" и мои навыки.

Декабрь, 2022.

Ли Чэньси

На практике я с партнером написала доклад на тему "Методы борьбы с киберпреступностью", основанный на опыте китайской молодежи. В докладе мы рассмотрели возможности, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиций "страны", "школы" и "семьи". Во время исследования я больше узнала о сетевой информационной безопасности Китая. Я поняла, насколько важна командная работа над проектом и взаимодействие, мы с партнерами смогли попрактиковать метод дивергентного мышления. Для меня такая практическая работа была крайне полезной. Спасибо за предоставленную возможность участвовать в исследовании.

Декабрь, 2022.

Ма Фэйсян

Во время практики мы с партнером написали отчет под названием "Методология борьбы с киберпреступностью на опыте китайской молодежи". В ходе работы мы сделали выводы о том, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиции государства, школы и семьи. Эта практика дала мне лучшее понимание сетевой информационной безопасности в Китае. Я также узнал о том, как полезна командная работа для стимулирования индивидуального мышления, что принесло мне большую пользу. Мне очень понравился эта практика, и я благодарен за предоставленную возможность.

Декабрь, 2022.

Оставьте свои контакты 

И мы зарегистрируем вас на мероприятие:

Звонова Мария Евгеньевна

Ввиду того, что я являюсь представителем своих двух родных стран – Эстонии и России, сфера моих научных интересов с самых первых курсов касалась проблем и перспектив взаимодействий между соседствующими государствами, а также особенностей коммуникаций между ними. Мне всегда хотелось развивать более дружественную и добрососедскую повестку между Россией и исследуемыми странами, поэтому когда я узнала о НИИРК: о проводимых фундаментальных и новейших исследованиях и о самой миссии организации - развитие многостороннего конструктивного диалога, то мне, конечно, захотелось привнести свой посильный вклад в реализацию миссии и целей Института. Таким образом уже более года я с большим интересом принимаю участие в научных круглых столах (как участник и как слушатель), в исследованиях коммуникационных режимов; помогаю в сборе и проработке данных для НИРов; благодаря наставничеству НИИРК удалось написать научную статью, которая была опубликована в журнале ВАК. Также НИИРК – это площадка, где имеешь честь познакомиться не только с единомышленниками, но и с большим количеством очень уважаемых и умных людей, которые благодаря своим знаниям и научным трудам вносят свой вклад в развитие Института.

НИИРК помог мне развиться не только с научной стороны, но и дал возможность через журнал «Перспектива. Поколение поиска» поделиться с остальным миром взглядами, идеями и целями, которые касались добрососедства, межкультурного диалога.
Январь 2022 г.

Публикация: Звонова М.Е. Дружественность страновых коммуникационных режимов на примере российско-эстонских отношений в образовании / М.Е. Звонова // Обозреватель. – 2021. – №10. – с. 40-53.